Случай вопиющей жестокости по отношению к человеку с ограниченными возможностями произошёл в Мурманске.
В интернете разместили видео, в котором охранник в одном из торговых центров опрокидывает инвалидную коляску, мужчина, находившийся в ней, падает прямо на кафельный пол.
«Надо оставаться человеком»
По словам очевидцев, мужчина в инвалидной коляске привлекал внимание посетителей торгово-развлекательного центра не только своим видом, но и запахом.
«Он спал в своём кресле весь в рвотных массах, — рассказала мурманчанка Татьяна. — Когда я увидела его, сразу подумала: куда смотрит охрана».
Вместе с тем, по словам северян, даже такой неприглядный вид не повод проявлять агрессию к беззащитному человеку.
«Можно было просто выкатить коляску на улицу. В любом случае надо оставаться людьми», — считает северянка Эльвира Белова.
В ситуации пообещали разобраться в правоохранительных органах.
«В социальных медиа размещена видеозапись, в которой сотрудник одного из торговых центров в Мурманске сбросил с кресла-коляски инвалида, находящегося в беспомощном состоянии. По данному факту следственными органами СУ СК России по Мурманской области организована процессуальная проверка, — прокомментировал старший помощник руководителя Следственного управления Следственного комитета РФ по Мурманской области (по информационному взаимодействию с общественностью и СМИ) Евгений Ребров. — В ходе доследственной проверки установят все обстоятельства произошедшего, по её результатам будет принято процессуальное решение».
Правила обращения
По мнению общественников, произошедшее для Мурманска большая редкость.
«Это не лезет ни в какие рамки — ни в культурные, ни в общечеловеческие! Так поступать нельзя! — считает руководитель клуба родителей и детей-инвалидов в Мурманске «Надежда» Валентина Кислякова. — Если человек — колясочник, то самостоятельно он не передвигается, нужно разобраться, в чём дело. Может, ему не хватает помощи, может, он самостоятельно себя обслужить не в состоянии, помыться не может. С человеком, как бы он ни выглядел, нельзя так обращаться!»
Сотрудник ТРЦ должен был действовать в рамках закона и своих должностных инструкций. У него точно не было полномочий делить людей на тех, кто ему нравится и не нравится.
По её мнению, охранник торгового центра должен быть лишён лицензии, поскольку превысил свои полномочия.
«Сотрудник ТРЦ должен был действовать в рамках закона и своих должностных инструкций. У него точно не было полномочий делить людей на тех, кто ему нравится и не нравится. В крайнем случае, если он в чём-то сомневался, нужно было разобраться словесно. Он ни в коем случае не должен был применять силу», — убеждена Кислякова.
Позицию правозащитников разделяют и юристы.
«Охранник должен был руководствоваться законодательством РФ и своей должностной инструкцией. Если бы человек нарушал общественный порядок, скажем находился в ТРЦ в состоянии опьянения, то всё равно персонал должен был действовать в рамках полномочий, но не применять физическую силу и не вести себя так, чтобы это унижало честь и достоинство посетителя, причиняло ему физический или моральный вред», — прокомментировал murmansk.aif.ru юрист Сергей Соловьёв.
Как минимум персоналу ТЦ нужно было указать ему, где находится санузел, и сопроводить туда.
По его словам, судя по описанию ситуации, в действиях охранника прослеживаются признаки самоуправства. А как с точки зрения закона выглядит нахождение пострадавшего в общественном месте в столь неприглядном виде?
«Нужно установить, был ли тот в состоянии опьянения: Кодекс об административных правонарушениях предусматривает за это ответственность. Другое дело, если у него внезапно ухудшилось здоровье, — рассуждает Сергей Соловьёв. — Что, теперь каждого больного привлекать к ответственности за то, что тот не мог контролировать свой организм? Важна подоплёка, предыстория. Даже если посмотреть с позиции логики, если человек маломобилен, то ему сложно было оперативно привести себя в порядок. Как минимум персоналу ТЦ нужно было указать ему, где находится санузел, и сопроводить туда».
По словам юриста, пострадавший или его законный представитель вправе требовать компенсацию морального вреда у торгового центра, в котором числился агрессивный сотрудник.
«Если пострадавший желает восстановить свои права, ему нужно обратиться в полицию и прокуратуру, — посоветовал Соловьёв. — Самому человеку доказательства собирать не нужно, проверку должны проводить участковый и помощник прокурора».