Примерное время чтения: 7 минут
435

Тресковая напасть. На морскую рыбалку в Заполярье едут со всей России

АиФ на Мурмане №12 22/03/2023
В. Дайнеко: «Основная причина происшествий с летальным исходом — пренебрежение гидрометеорологическими условиями: вовремя не посмотрели прогноз погоды — и всё. У нас ведь как бывает? Светит солнце, а спустя пару часов шквалистый ветер и снег пошёл!»
В. Дайнеко: «Основная причина происшествий с летальным исходом — пренебрежение гидрометеорологическими условиями: вовремя не посмотрели прогноз погоды — и всё. У нас ведь как бывает? Светит солнце, а спустя пару часов шквалистый ветер и снег пошёл!» ГУ МЧС России по Мурманской области

В Мурманской области грядёт сезон морской рыбалки. Любители со всей страны устремятся в Заполярье за треской.

О правилах безопасности на воде, а также о том, грозит ли Кольскому полуострову весенний паводок, murmansk.aif.ru рассказал руководитель инспекторского отделения в г. Мурманске Центра ГИМС Главного управления МЧС России по Мурманской области Виктор Дайнеко.

«Утепляйтесь и не нарушайте»

Алёна Гаврилова, murmansk.aif.ru: — Начинается рыболовный сезон. Рыбаки (как местные, так и приезжие) будут массово выходить в море. А оно, как известно, ошибок не прощает. Виктор Александрович, о каких правилах безопасности следует помнить?

Виктор Дайнеко: — В Мурманской области зарегистрировано более 20 тыс. маломерных судов – и это без учёта личного транспорта туристов, которые устремляются к нам (особенно с конца марта по июль). Раньше гости прибывали сюда со своими лодками, теперь всё чаще едут налегке, арендуют суда уже здесь и нанимают проводников. Тем не менее в тёплое время года маломерных судов в Заполярье предостаточно.

Досье
Виктор Дайнеко. Родился 19 октября 1975 года в Мурманске. В 1999 году окончил МГТУ по специальности «эксплуатация судовых энергетических установок», имеет также дипломы юриста и менеджера государственного и муниципального управления. Работает в МЧС России с ноября 2013 года. Награждён нагрудным знаком «Отличник ГИМС МЧС России».

На мой взгляд, основная причина происшествий с летальным исходом — пренебрежение гидрометеорологическими условиями: вовремя не посмотрели прогноз погоды — и всё. У нас ведь как бывает? Светит солнце, а спустя пару часов шквалистый ветер и снег пошёл! Кроме того, часто рыбаки переоценивают свои возможности. Человек ведь как думает: если он 10–15 лет проходил на судне, то он мастер, но это далеко не так. Опрометчивость часто приводит к гибели.

К нам едут из Новгорода, Пскова, Вологодской области, где в основном реки и озёра. Баренцево море — водоём совсем иного толка. Нередко у приезжих (да и у северян тоже) отсутствует морская категория района плавания, то есть такие туристы попросту не имеют права выходить в море. Понимаете, навыки управления на большой воде требуются совершенно особые.

«В 2022 году в Заполярье на водных объектах погибло 17 человек, восемь — в результате происшествий с маломерными судами. Спаслись пятеро».

В прошлом году в Заполярье на водных объектах погибло 17 человек, восемь — в результате происшествий с маломерными судами. Спаслись пятеро.

Печальная статистика, о которой вы говорите, связана с ростом турпотока на Кольский полуостров?

— Отчасти. Особенно это было заметно в 2020 году. В мае в Териберке утонули шесть человек, все неместные. Туристы пошли в море на трёх лодках. В день происшествия погода резко поменялась, буквально за полчаса поднялся сильный ветер. Маломерные суда были достаточно большие — надувные лодки длиной примерно 4,5 метра. Моторы на них стояли мощностью 9,9 лошадиной силы: с такими характеристиками и с волны-то не выбраться, при шквале толком ничего не сделаешь.

В последние годы мы приняли серьёзные меры: увеличили количество патрулирований, активизировали работу в период большого притока рыбаков. На водоёмах дежурят наши сотрудники, патрульные группы контролируют приход и отход судов, участвуют в поисковых мероприятиях, если, скажем, кто-то заблудился или сломался. С нами в одной связке всегда работают спасатели и пограничники. Всё это в совокупности приносит очень хорошие результаты.

«На Север нужно брать полные нормы снабжения, а пиротехники можно захватить и сверх нормы, здесь ведь всё-таки море!»

Рыбакам, которые собираются на Кольский полуостров, хочется посоветовать уделить более пристальное внимание подготовке своих маломерных судов. На Север нужно брать полные нормы снабжения, а пиротехники можно захватить и сверх нормы, здесь ведь всё-таки море! Ещё хочу настоятельно порекомендовать: утепляйтесь хорошо и не нарушайте правила.

ГИМС откуда ни возьмись!

Какие документы обязательно должны быть у организатора туристической деятельности, если он занимается морскими прогулками?

— Турист вправе запросить судовой билет, который подтверждает, что транспортное средство официально зарегистрировано и прошло освидетельствование, так называемый техосмотр (он проводится каждые пять лет). Если акт освидетельствования присутствует, в судовом билете прописывается: судно пригодно к использованию, и специалисты ГИМС его проверили, плоты имеют сертификаты, в наличии огнетушители, имеется достаточное количество индивидуальных спасательных средств — жилетов. Должны гореть габаритные огни, работать навигационные системы, двигатель должен быть исправным.

«Турист вправе запросить судовой билет, который подтверждает, что транспортное средство официально зарегистрировано и прошло освидетельствование, так называемый техосмотр (он проводится каждые пять лет)».

У судоводителя можно проверить удостоверение на право управления маломерным судном, которое даст понимание о его стаже. Вдруг он только отучился, в этом случае может всякое произойти. Человеку с опытом и доверия больше!

Надо признать: судоводителей без документов в Мурманской области сегодня нечасто встретишь. Лет 7-8 назад, напротив, на водоёмах творился небольшой хаос, о ГИМС мало кто слышал. С увеличением количества рейдов и районов патрулирования северяне стали понимать: наши сотрудники могут появиться откуда ни возьмись!

Убегали от вас?

— Бывало и такое. (Улыбается.) А теперь в подавляющем большинстве у нас сознательное население и у всех всё в порядке. Случается, рыбаки забывают пройти освидетельствование. Что ж, увлеклись рыбалкой, бывает. У кого-то права есть, а категории не открыты. Попадаются, конечно, и совсем злостные нарушители, но это очень большая редкость.

В 2022 году по всей Мурманской области было выявлено 220 нарушений, вынесено 148 административных наказаний в виде штрафов на общую сумму 855 тыс. рублей. На мой взгляд, это не очень большие цифры. Правилами по понятным причинам пренебрегают в рыбацких районах — в Териберке, Ура-Губе, Печенгском округе, Кандалакше, Зеленоборском, на Имандре.

«Правилами по понятным причинам пренебрегают в рыбацких районах — в Териберке, Ура-Губе, Печенгском округе, Кандалакше, Зеленоборском, на Имандре».

Виктор Александрович, перечислите, что обязательно должно быть на рыболовном судне?

— Список норм снабжения (того, что обязательно должно быть на судне) утверждён в приложении № 5 технического регламента Таможенного союза. Самое главное — индивидуальные средства спасения, жилеты: их количество зависит от числа людей на судне. Если это большое судно (свыше 6 м) — спасательный плот. Кроме того, круги, спасательные кольца, швартовые и якорные устройства, вёсла (если судно небольшое). Особого внимания заслуживает пиротехника: парашютные ракеты белого и красного огня. Звукосигнальные устройства: свисток, фонарь. Плавчерпак или осушительный насос для выкачки воды.

Не так давно в районе мыса Летинского в Кольском заливе перевернулось судно. На ваш взгляд, в чём была причина происшествия?

— Перевёрнутое маломерное судно обнаружили 15 февраля на выходе из залива. На берег его вынесло течением, оно лежало на скалах. Тело одного погибшего нашли сразу, второе ищут до сих пор. Это были довольно молодые рыбаки, до 35 лет. Когда стали выяснять обстоятельства случившегося, вскрылось, что права на управление судном имел только один из рыбаков, и то срок действия документа к тому времени уже истёк. Мужчины не учли погодные условия: был сильный ветер — около 11 м/с, как следствие, сильное волнение. Не справились с управлением, сами понимаете, какая вода: 15 минут – и всё.

На коротком паводке

Известно, что март на Севере — зимний месяц, и тем не менее каковы ваши прогнозы относительно того, когда на лёд станет опасно выходить?

— Пока что погода у нас недостаточно тёплая, лёд толстый, местами достигает 65 см. Недавно мы проверяли Семёновское и Глубокое озёра в Мурманске, могу сказать, в ближайшие недели ходить по ним безопасно.

Небольшой слой воды, выступившей на ледяной кромке, — предвестник таяния. При его появлении и возникает опасность провалов. За этим нужно следить тщательно, как и за постановлениями муниципалитетов, которые устанавливают запрет выхода и выезда на лёд. По закону, в соответствии с этим документом, должны быть установлены и запрещающие знаки.

Грозит ли Заполярью в этом году мощный паводок, такой как, например, был в 2020-м?

— Смотря как снег таять будет. Если резко, как в 2020 году, то вероятность есть. Тем не менее особых предпосылок для этого в нынешнем году я не вижу: снега маловато.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах