Примерное время чтения: 6 минут
367

В долгу не останутся. Сколько раз может звонить коллектор?

АиФ на Мурмане №42 20/10/2021
«Чистые» коллекторы грешат в основном превышением количества звонков: вместо восьми в месяц делают 11.
«Чистые» коллекторы грешат в основном превышением количества звонков: вместо восьми в месяц делают 11. / коллаж Александра Фирсова / АиФ

С 2017 года коллекторов контролируют судебные приставы, и не только контролируют, но и наказывают. Штрафы для недобросовестных агентств доходят до полумиллиона рублей. Об этом и не только «АиФ на Мурмане» побеседовал с начальником правового отдела УФССП по Мурманской области Ролланом Пахомовым.

Как прекратить общение?

Александра Михова, «АиФ-Мурманск»: – Для многих, конечно, было удивительным, что если накопились задолженности и звонят коллекторы, то за помощью нужно обращаться к приставам, которые вроде бы и взыскивают долги. Часто ли поступают к вам жалобы на коллекторские агентства от северян? И что делать, если звонят не должнику?

Роллан Пахомов: – В последнее время растёт грамотность северян, а значит, и количество обращений граждан. В этом году мы уже рассмотрели 120 заявлений, в работе находится ещё около 40. Для сравнения: в прошлом году в это время было 98 обращений.

Досье
Роллан Пахомов. Родился 6 ноября 1979 года. Имеет высшее юридическое образование. Работает в УФССП по Мурманской области с 2005 года.

Часто бывает, что должник при составлении кредитного договора указывает не свои контактные данные. Когда этим людям начинают звонить коллекторы, они, конечно, сильно удивляются. В этом случае нужно понимать, что кредитор не отвечает за добросовестность должника, поэтому необходимо спокойно объяснить: «Я к должнику не имею никакого отношения, передать информацию ему не могу, прошу больше меня не беспокоить, от взаимодействия с вами отказываюсь». Коллекторы не имеют права больше вам звонить, тем более что все телефонные звонки записываются. Но если люди начинают бросать трубку, не объясняя свою позицию, звонки будут продолжаться.

А если человек всё объяснил, но звонки всё равно продолжаются, то тогда к вам обращаться?

– Конечно, коллекторы должны незамедлительно прекратить общение. Но, как правило, у них работает кол-центр, который может не сразу получить информацию, поэтому в течение 3-4 дней ещё могут поступать звонки. Отвечать нужно также: «Ранее вся информация уже была доведена. Прошу прекратить со мной общение». Если звонки не прекращаются, можно обращаться к нам, но в этом случае нужно предоставить детализацию звонков или сделать скриншоты переписки, чтобы мы могли работать. Иногда нам не хватает доказательной базы.

Методы «работы»

Мало кто знает, но у нас с 2016 года есть закон, который регламентирует деятельность коллекторов. Правда, что там даже прописано количество звонков и визитов к должнику?

– Совершенно верно, есть Федеральный закон № 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности» от 03.07.2016.

«С родственниками тоже могут общаться только с согласия должника».

Важно понимать, что общение с должником можно вести только с его согласия, обычно его дают при получении кредитов и займов. Общаться может только кредитор или специально уполномоченное коллекторское агентство. Звонить можно с 8:00 до 22:00 в рабочие дни и с 9:00 до 20:00 в выходные и праздники. Звонков должно быть не больше одного в сутки, двух в неделю и восьми в месяц. А встречаться можно не более одного раза в неделю. Кстати, нет ограничений почтовых отправлений.

Коллектор обязательно должен назвать своё имя и наименование (Ф. И. О.) кредитора, которого он представляет, сообщить о просроченной задолженности, свои контактные данные. К сожалению, нередко они злоупотребляют законом: вписывают в сообщения то, что не надо, или названивают должнику, его близким. Кстати, с родственниками тоже могут общаться только с согласия должника и только с теми лицами, которых он указал в контактных данных. В ином случае недопустимо распространять сведения о заложенности.

Нужно сказать, что если сам должник неадекватно реагирует на звонки коллекторов, оскорбляет людей, то за это он тоже может быть привлечён к ответственности, правильно?

– Да, коллекторские агентства вправе обратиться в полицию. Более того, за заведомо ложное обращение к нам по новому закону № 248 агентство может взыскать ущерб с заявителя. Например, если выяснится, что должнику позвонили всего один раз, а он в заявлении писал: 100. Теперь на заявителя возложен определённый вид обязанности.

По закону коллекторы не имеют права оказывать и психологическое давление. Но, как показывает практика, так бывает не всегда.

– С психологическим воздействием вопрос спорный. Кто-то воспринимает как угрозу слова: «Мы сейчас выедем к вам по месту жительства». Однако коллектор имеет право это сделать раз в неделю. Но есть, конечно, и серьёзные угрозы жизни, здоровью, порчи имущества – этого делать они не имеют права. Кроме того, не могут они угрожать направить информацию о задолженности, например, в детский садик, куда ходит ваш ребёнок. Зарегистрированные коллекторские агентства такого стараются не допускать.

«Недобросовестных коллекторов сложно найти, потому что они меняют номера телефонов и используют программы, которые имеют IP-адреса в Индии, Мозамбике».

Но есть и недобросовестные кредиторы – это в основном те, что представляют микрофинансовые организации. Чаще всего они привлекают не агентства, а неустановленных лиц, которые к коллекторам не имеют никакого отношения. Коллектор – лицо, которое включено в реестр, его можно проверить по федеральному закону № 248. «Чистые» коллекторы грешат в основном превышением количества звонков: вместо восьми в месяц делают 11. А недобросовестные лица, конечно, закон не соблюдают, их сложно найти, потому что они меняют номера телефонов и используют программы, которые имеют IP-адреса в Индии, Мозамбике – всё что угодно, кроме России. Отследить их очень сложно.

Недавно во Владимирской области коллекторы были оштрафованы на 200 тыс. рублей. Были ли случаи наказания агентств в Мурманской области?

– Согласно последним изменениям в законе, сумма штрафа может достигать 500 тыс. рублей. В Мурманской области до недавнего момента максимальная сумма наказания была 60 тыс. рублей. Пару недель назад был назначен штраф 200 тыс. рублей микрофинансовой организации, которая, не будучи коллекторским агентством, звонила третьим лицам.

За последний год, к счастью, у нас не было каких-то громких случаев. Иногда в социальной сети «ВКонтакте» публикуют фотографии должников, их семей, неприличного содержания. Хотят быстро получить деньги и используют неккоректные методы работы.

Коммунальные долги лидируют

Правда, что коммунальные долги не могут передать коллекторам?

– Есть разъяснения Верховного суда, что коллекторские агентства не имеют права взыскивать долги по ЖКХ. Я думаю, это правильно и вряд ли к этому когда-то придут. Понимаете, возникновение коммунальных долгов не всегда зависит от нашей воли, а вот микрозаймы или кредиты – это исключительно наше с вами желание. Бывает, человек остался без работы – попал под сокращение, нет у него возможности сейчас заплатить за коммуналку. Понятно, что мы все должны оплачивать счета, но ситуации в жизни бывают разные. Я полагаю, что передача этих долгов коллекторам будет неправильной с правовой точки зрения.

А какие сегодня основные долги у северян?

– Как раз коммунальные долги, это в том числе связано с разделением счетов: раньше была одна квитанция – теперь прямые платежи с ресурсниками и вместо одного документа мы получаем пять-шесть. Это проблема всей службы. На втором месте – штрафы ГИБДД. И на третьем – задолженность по кредитным платежам.

Что необходимо при обращении к приставам?
1. Даты и время звонков, сообщений и встреч с коллекторами (скриншоты, информация из социальных сетей, записи с диктофона, распечатка звонков и СМС-сообщений (детализация) у оператора сотовой связи, фотоотчёт и др.). 2. Информация о размещении на страницах социальных сетей, используемых вами, иными лицами, сообщений, порочащих честь и достоинство. 3. Документы, подтверждающие принадлежность вам номера телефона, на который поступали звонки (указать конкретные номера телефонов); текстовые, голосовые сообщения по вопросу возврата просроченной задолженности. 4. Перечень номеров телефонов, при использовании которых с вами связывались коллекторы. 5. Информация о родственниках, коллегах, которым звонили коллекторы по поводу ваших долгов. Следует указать их Ф. И. О., номера телефонов.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах