Примерное время чтения: 7 минут
762

Встреча с «одноклассниками». Как изменились социальные сети в России?

АиФ на Мурмане №13 30/03/2022
Интернет-маркетологи уверены: удалёнка из нашей жизни не уйдёт.
Интернет-маркетологи уверены: удалёнка из нашей жизни не уйдёт. / Анатолий Белоногов / АиФ

Социальные сети плотно вошли в нашу жизнь: в интернете сидят все – от детей до пенсионеров.

В России закрыли Facebook и Instagram (принадлежат Meta, признана экстремистской, запрещена в РФ). Как это отразится на других социальных сетях? И где будут теперь зарабатывать свои миллионы блогеры? Об этом и не только «АиФ–Мурманск» побеседовал с интернет-маркетологом из Мурманска Альбиной Татауровой.

Рынок просыпается

Алёна Гаврилова, «АиФ-Мурманск»: – Пандемия 2020 года показала многим россиянам, что работать можно не выходя из дома. Сегодня, в новых условиях, всё чаще звучит обратное мнение: удалёнка уходит в прошлое, и экономика будет делать ставку на реальное производство. А какой позиции придерживаетесь вы?

Альбина Татаурова: – Думаю, если удалёнка и уйдёт, то не из всех сфер. Есть области, где совмещение онлайн- и офлайн-деятельности станет возможным и будет очень комфортным. В некоторых профессиях удалённый формат, скорее, даже укоренится. Качество онлайн-услуг должно расти, а уровень специалистов, соответственно, становиться выше. Рынок меняется, растут требования заказчиков – эта тенденция будет продолжаться. На арене останутся сильные игроки, слабым предстоит уйти.

Досье
Альбина Татаурова. Родилась в Уфе. Обучалась по программам среднеспециального (дизайнер) и высшего (журналист) образования. Занимается рекламой около 10 лет. Интернет-маркетолог, копирайтер, SMM-специалист.

Самыми востребованными на удалёнке, на мой взгляд, как и прежде, останутся SMM-услуги (использование социальных платформ в качестве каналов продвижения бренда, увеличения целевой аудитории, привлечения трафика на сайт и повышения продаж. – Прим. ред.), работа по продвижению, деятельность маркетологов, бренд-менеджеров, дизайнеров. Никуда не уйдёт всё, что связано с компьютерной техникой, продажами, онлайн-консультациями, службы поддержки тоже не потеряют актуальности. Я отслеживаю биржу фриланса и могу сказать: рынок просыпается! Специалисты нужны, но вот что любопытно: появилось много демпинга, то есть стали снижать цены. Рынок сильно шатает, но понемногу это проходит. Сокращается бесчисленное количество онлайн-школ (так называемого инфоцыганства – работы в Сети, которая заключается в продаже информационных продуктов, не имеющих никакой практической ценности. – Прим. ред.), появившихся за последние два года. У многих представителей этого бизнеса взлетели цены на курсы, что объяснимо: все пытаются прокормить команду, которая в среднем составляет около 20 человек. Сокращение числа онлайн-школ продолжится: рынок станет более конкурентным, профессиональным, а значит, и дорогим.

Немало специалистов IT-сферы покинуло страну. Как это скажется на ситуации на интернет-рынке?

– Я вижу, что преимущественно покидают страну те, кто работает в иностранных компаниях. Всё дело в зарплатах: организации этих людей привязаны к счетам в заграничных банках. Люди многим рискуют, поэтому отток был большой: вижу это среди своих знакомых, с которыми общаюсь в профессиональной плоскости. В основном специалисты IT-сферы уезжали в Казахстан, Грузию и даже в Сербию.

Между тем в такой трудовой миграции есть несомненный плюс: нишу покинувших страну специалистов займут сотрудники из России. Тем более что сейчас в этой области предлагают хорошую господдержку. Так что эта сфера пустовать точно не будет!

«Грядёт новая эпоха»

С прекращением работы в России социальной сети Instagram (признанной в нашей стране экстремистской) те, кто уже много лет не заходил на свою страничку во «ВКонтакте», принялись вспоминать логины и пароли. Много новых пользователей появилось в отечественной сети Telegram. Как сейчас выглядит возрастной срез онлайн-пространств?

– Социальная сеть «ВКонтакте» приросла несколькими миллионами человек. Весомая доля вернувшихся, тех, кто многие годы не навещал свой профиль, но в связи с последними событиями решил продолжить вести личную страничку. Благодаря закрытию известной площадки российские сети приросли новыми авторами. Повысилось и качество контента. У специалистов возросла мотивация улучшить площадку, на которой им теперь предстоит работать.

За последний месяц аудитория «ВКонтакте» стала ещё моложе. Костяк этой социальной сети составляют пользователи в возрасте от 30 до 45 лет, это самая платёжеспособная аудитория. Люди в этом возрасте приходят в соцсеть, чтобы пообщаться и приобрести товары, услуги. Прибавилось много юных пользователей: подростки в основном смотрят ролики. Начали молодиться «Одноклассники»: на площадку пришёл бизнес-сектор с возрастом аудитории около 30 лет. Много пользователей появилось там и среди тех, кому интересно развивать личные блоги. А Telegram в принципе взорвал хит-парад местных социальных сетей и мессенджеров, такого наплыва аудитории там не было никогда. Это потрясающе удобная площадка для блогеров, особенно пишущих. Там легко работать с текстом, читать, комментировать, консультировать. В этой соцсети нет жёстких правил рекламы, что открывает новые возможности для бизнеса: всё очень просто, легко и
доступно.

«Люди мотивированы осваивать и развивать новые площадки».

Ещё недавно старожилы отечественного интернет-пространства сетовали: золотая эпоха Рунета позади. Теперь же всё чаще звучит мысль о том, что политические события сыграли на руку онлайн-сообществам. А вам как кажется?

– Я абсолютно уверена: грядёт новая эпоха в российском интернет-пространстве! Золотое время – это, на мой взгляд, когда наблюдается большой ажиотаж, как сейчас. Люди мотивированы осваивать и развивать новые площадки. Если сравнивать сегодняшний день с серединой нулевых, рассветом Рунета, сейчас развитие отечественного интернет-пространства гораздо обширнее, мощнее, оно переживает второе дыхание во всех направлениях.

С завершением работы популярной социальной сети в России многие интернет-сообщества поменяли площадку, большинство ушло в Telegram. Блогеры обосновываются там, привлекают аудиторию, устраивают розыгрыши для своих подписчиков. Меня как интернет-маркетолога такое положение вещей пугает: подобный стиль ведения блогов обесценивает труд «старожилов», которые за предыдущие годы наработали своё комьюнити (объединение людей, имеющих общие интересы. Сетевые комьюнити формируются на форумах, в блогах и социальных сетях. – Прим. ред).

Впрочем, в Telegram всегда было очень уютно, камерно. Я бы сравнила его с «Яндекс.Дзеном»: там есть возможность присоединиться к сообществу по интересам и получать новости из конкретной области. За последнее время тематика Telegram-сообществ стала настолько разнообразной, что можно просто потеряться! Люди теперь более активны – это результат возросшей конкуренции. При этом и его, и другие отечественные площадки будут проверять на фейки. Куда бы ни приходили пользователи, везде начнут отслеживать так называемые триггерные слова. Наверное, в этом кроется плюс: появится больше качественной информации.

Из блога – на завод?

Мэр Тимашевска (Краснодарский край) Николай Панин предложил блогерам, оставшимся без работы, идти на заводы. На ваш взгляд, им уже стоит искать новое место?

– Блогерство и реальная жизнь – две параллельные прямые, которые никогда не пересекутся. Я знаю потрясающие примеры, когда люди с заводов, наоборот, поднимались на уровень топ-блогеров России с большой аудиторией и высоким уровнем дохода, но при этом не слышала ни одной истории об обратном. В рамках социального эксперимента, мне кажется, было бы очень интересно понаблюдать, как из медийной личности человек превращается в рядового служащего офиса или, скажем, рабочего на заводе. Если серьёзно, то эта идея действительно может иметь совершенно потрясающий эффект! Пользователи интернета, наблюдая за такой историей, будут понимать: не нужно ориентироваться на блогеров, потому что у них красивая жизнь, надо возвращаться в реальность, там всё получится!

На смену запрещённой социальной сети должна прийти новая – российская, разработчики анонсировали её под рабочим названием Rossgram. Как вы считаете, она будет иметь успех?

– Самой интересно! Подписалась на её разработчиков в социальных сетях, посмотрела их интервью, отслеживаю новости. Пока я держу некий нейтралитет в этом вопросе – на самом деле не совсем понимаю, что они хотят сделать. Очевидно, это попытка влезть в последний вагон уходящего поезда и заявить: запрещённую соцсеть в России можно заменить. Очень интересно, как её в итоге назовут, что она будет из себя представлять. По одной из версий, это будет копия запрещённой, но тогда возникает вопрос: почему работа над ней продолжается так долго?

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах