На прошлой неделе бронзовый призёр Олимпийских игр в Пхёнчхане Сергей Ридзик ненадолго приехал домой.
Корреспондент «АиФ на Мурмане» встретился с российским спортсменом и расспросил, как изменилась его жизнь после Олимпиады.
Виктор Шубин, «АиФ на Мурмане»: - Сергей, весь Кольский полуостров переживал, когда в финальном заезде ты столкнулся с канадцем Друри. Если бы не его «подсечка», смог бы взять золото?
Сергей Ридзик: - Не об этом теперь надо говорить: взял, не взял. Спорт и его результаты непредсказуемы. Может, и взял бы, а может, и нет. Но я рад, что завоевал бронзу. Это меня порадовало даже больше, чем если бы я стал чемпионом! Сейчас объясню. На мой взгляд, стать чемпионом Олимпийских игр - почётно, триумфально, но много суеты вокруг, громких слов, а серебряным призёром - обидно: ну как же, чуть не достал до золота! А вот бронзовая награда - заслуженная, основательная, почётная. Правда, «деревянная медаль» - тоже обидная штука: чуть-чуть не хватило до пьедестала. По идее, надо за 4-е место давать бронзу, как в боксе, например. Об этом многие горнолыжники говорят.
- Скажи, а чувствовалось ли пристрастие к россиянам со стороны допинг-офицеров на Играх?
- Пристрастия не ощущал, а вот неудобства они доставляли немалые. Например, приходили в 5 утра, потом в 6 утра. Однажды за два дня три раза брали пробы. Одним словом, доставали изрядно. Но мы люди привычные: надо - шли и сдавали пробы. Верю ли в скандальные допинг истории? Не знаю внутренней подоплёки, но, судя по всему, и Макларен, и Родченков, этот шпион, много непроверенных фактов изложили в МОК. Теперь узнаю, что Макларен признал несколько своих ошибок. Но почему только сейчас? Из-за него, из-за Родченкова многих наших замечательных спортсменов не допустили до Олимпийских стартов. А это очень обидно: кому-то из них уже никогда больше не выступить на Играх.
- Наверное, и сам после истории с Крушельницким остерегаешься неизвестных лекарств и продуктов?
- Нигде не угощаюсь - так заведено. Даже если оставлю без присмотра на минутку начатую бутылку минеральной воды, то уже не буду из неё пить. Это закон. Помню и пример Крушельницкого - кто-то его подставил. Однажды у меня на Кубке мира заболел зуб. Так я у доктора поинтересовался, что он мне за укол будет колоть. Позвонил своему врачу и спросил: можно ли его делать? И справку взял у дантиста, какое он мне лекарство ввёл. Вот так-то. Но я уже приноровился к этому режиму. Эти привычки необходимы сейчас всем спортсменам!
- А на следующую Олимпиаду в Пекин поедешь?
- Загадывать рановато, но такие мысли есть. Надо проштурмовать высшую ступень пьедестала - не боги же горшки обжигают. Но до Пекина ещё далеко, а вот малый Хрустальный кубок надо обязательно завоевать. Он красив. А как престижен! У меня есть кубки - новичка года, за 1-е и 2-е места на этапах мировых состязаний, а вот Хрустального пока нет.
Надежды на жильё
- Ты сказал журналистам, что свою медаль посвящаешь маме. Надежда Валиевна очень за тебя переживала, даже эфир смотрела в записи…
- Я первым делом после выступления позвонил мамочке. Поделился радостью. Она не смотрела мои соревнования в прямом эфире - только в записи. Да и то когда ей скажут, что всё в порядке, травм нет. У меня было страшное падение в 2016 году на этапе Кубка мира в Ватлесе (Италия). Там нога в нескольких местах изломы получила. Почти все думали, что настал конец моей спортивной карьере. А я верил, что смогу ещё выступать на соревнованиях. И добился своего. Пришёл на тренировки, а мои друзья-соперники ушли далеко вперёд. Пришлось напрячься здорово, чтобы догнать их. Догнал и сделал новый шаг в отечественном фристайле.
Кроме того, бронзовую медаль я посвятил родному Мончегорску. Ведь не Москве же посвящать - там я в гостях пока: ни квартиры своей, ни пристанища.
- А московские руководители школы олимпийского резерва не обещают своих «дивидендов» тебе, раз уж выступаешь за «Столицу»?
- Знаю, что Липницкой и Ану жильё купили. А чем я хуже? Надеюсь, что можно и на меня потратиться. Могу ведь и за Мурманскую область выступать, если обидят меня москвичи! Посмотрим, как говорится.
- Как тебе новый немецкий автомобиль, полученный за выступление на Олимпиаде? В Интернете пишут, что уже гонял на нём.
- Это неправда! Я берегу автомобиль - надо первую тысячу км ездить помедленнее, до 100 км/ч. Так и делаю! Но я очень доволен автомобилем. Никогда не владел собственной машиной: всё на чужих катался и больше на отечественных. А эта - моя прелесть. Одно удовольствие мчаться!
- Расскажи, почему в некоторых СМИ тебя называют газосварщиком?
- Меня почему-то так окрестили, хотя я давно уже не занимаюсь сваркой. Правда, учился в ГПУ-5 Мончегорска на газоэлектросварщика, потому что завершать учёбу в школе не было возможности: мама одна растила нас троих, денег не хватало порой на полноценную еду, не говоря уже о покупках каких-то мальчишеских прибамбасов или походах на развлекательные тусовки.
- Брат Алексей и сестра Ольга тоже занимались горными лыжами. Но вот не стали же звёздами. А почему? Таланта, настойчивости не хватило?
- Обыкновенных рублей: большой спорт - это большие траты. Мне повезло больше - спрос на меня возник у москвичей, а сестрёнке и брату такого предложения не было.
- Твои близкие живут и работают в Мончегорске. Нет желания чем-нибудь помочь родному городу?
- Трассу бы построить в Мончегорске для ски-кросса. Но это многомиллионные затраты. Вряд ли сейчас это осуществимо. Хотя молодых ребят, талантливых, честолюбивых, в моём городе немало. В Кировске, Полярных Зорях их тоже хватает. Можно было бы нашим тренерам много вырастить чемпионов. Вот над этим бы проектом надо подумать. И кто знает, не станет ли тогда наш край новым поставщиком горнолыжных олимпийских чемпионов!