Классная работа. Учитель истории — о важности событий былых времён

На днях прошла церемония награждения победителей конкурса «Учитель года». Финалистом стал учитель истории и обществознания из посёлка Ревда Мурманской области Евгений Харитонов.

   
   

«Учителю сегодня необходимо быть в курсе современного программного обеспечения, следить за трендами, однако никакие технологии не заменят классический урок. Только посредством живого общения дети начнут понимать историю», — признался он в интервью «АиФ–Мурманск».

«Атака мертвецов»

Алёна Гаврилова, «АиФ–Мурманск»: — Евгений, вам довелось представлять Мурманскую область на всероссийском конкурсе «Учитель года». Волнительно было?

Евгений Харитонов: — Небольшой мандраж присутствовал, конечно, но только перед началом первых испытаний, в которых принимали участие все 88 конкурсантов. Мне предстояло провести урок и воспитательное событие. Наступил день икс, прозвенел звонок, дети вошли в класс, и я стал делать то, к чему привык, чем занимаюсь каждый день. Как только я осознал это, волнение сразу же исчезло.

Досье
Евгений Харитонов. Родился 30 сентября 1983 года в посёлке Варгаши Курганской области. Окончил Курганский госуниверситет по специальности «историк». Работает в школе на протяжении 11 лет, семь из которых – в посёлке Ревда Мурманской области.

Вы приехали в Заполярье издалека и устроились работать учителем в небольшом посёлке. Почему?

— Надо признать, я не люблю большие города — такой уж человек: мне не нравится темп жизни в мегаполисах. А здесь и люди попроще, и возможностей для общения больше — как с учениками, так и с родителями. У нас большая школа и классы, как следствие, немаленькие: от 20 до 30 человек в каждом. Поскольку школа сельская, я работаю со всеми: с пятого класса, когда начинается изучение истории, и до самого выпуска.

   
   

В Мурманске есть учительница, которая для преподавания истории записывает видео в популярной у детей социальной сети «ТикТок». А какими нестандартными решениями пользуетесь вы?

— До «ТикТока» мне далеко. (Смеётся.) Я ограничиваюсь применением интерактивных форм ведения урока, но и ими стараюсь не злоупотреблять: если делать это часто, то они быстро станут обыденностью.

«Не нужно подменять содержание красивой картинкой. Дети должны вынести с урока ценную информацию, которую они будут применять на протяжении жизни».

Безусловно, учителю сегодня необходимо быть в курсе современного программного обеспечения в профессиональной плоскости, следить за трендами. Но, знаете, даже с помощью самых простых офисных программ можно создать классную анимацию и другие эффекты, которые, несомненно, заинтересуют ребят. Кроме того, сегодня доступно большое количество инструментов для интерактивных презентаций, их тоже можно включить в урок. При этом, я считаю, не нужно подменять содержание красивой картинкой. Дети должны вынести с урока ценную информацию, которую они будут применять на протяжении жизни. В этом и состоит один из главных педагогических эффектов. Понимаете, классическое общение ученика с учителем ничто не заменит. Глубокая передача информации возможна только в формате традиционного урока.

Я считаю, в каждой теме можно найти свою изюминку, позволяющую посмотреть на материал под другим углом. На своих уроках знаковые моменты истории стараюсь подать ребятам в ярком свете, озвучить им ту информацию, которую не встретишь в учебниках. Например, во время Первой мировой войны произошла так называемая «атака мертвецов» при обороне крепости Осовец (российская опорная крепость, возведённая на реке Бобры у польского местечка Осовице, ныне деревня Осовец-Крепость в 50 км от города Белостока. — Прим. ред.), когда немецкие войска пытались побороть русских воинов на протяжении нескольких месяцев. После неудачных попыток захвата в крепость был пущен газ. Противоборствующая сторона решила, что враг повержен, однако русские солдаты, которые перенесли газовую атаку, вышли из крепости в контратаку, шокируя противника своим видом.

Уроки в горах

В вашей презентации для «Учителя года» говорится, что вы участвуете в археологических экспедициях. Это помогает заинтересовать ребят?

— Безусловно, ведь в процессе экспедиций ты непосредственно соприкасаешься с историей. К сожалению, моя последняя экспедиция была уже давненько — два года назад, в пандемийном 2020-м. Мы проводили раскопки на Шайтанском озере в Свердловской области, удалось обнаружить много осколков керамики, каменных орудий, сохранившихся до наших дней наконечников стрел и другие интересные находки. Лично мне посчастливилось найти точилку для каменного ножа.

Знаете, когда участвуешь в раскопках поселения времён бронзового века, то своими глазами видишь особенности того периода, можешь понять, например, почему люди выбирали такие места для поселения, чем они занимались в тех климатических условиях. Такой опыт помогает заинтересовать детей историей, что называется, вне класса.

«Внедрение элементов патриотического воспитания в уроки истории необходимо: это помогает лучше осознать, кто мы и откуда. Не зная прошлого, нельзя создать хорошее будущее».

Около месяца назад мы с ребятами ходили в горы, где установили памятную доску на месте крушения самолёта: преодолели непростой путь — около 20 км. Здесь, в Ловозерском районе, есть гора Карнасурта, близ которой в 1942 и 1944 годах разбились военные самолёты. На месте авиакатастрофы 1942 года ещё в 1980-х был установлен памятник, к которому мы регулярно ходим со школьниками, проводим ремонтные работы, сохраняя память о разбившихся лётчиках. А вот участок крушения второго самолёта долгое время никак не был обозначен. В минувшие дни мы вместе с учениками это исправили – при содействии московских поисковиков установили там памятную доску. На мой взгляд, подобное внедрение элементов патриотического воспитания в уроки истории необходимо: это помогает лучше осознать, кто мы и откуда. Дети должны прочувствовать путь, который проделали их предки, понять те подвиги, которые они совершили. Не зная прошлого, нельзя создать хорошее будущее.

Евгений, изо дня в день вы находитесь в непосредственном контакте с учениками. Какие они, современные дети? И какие их родители?

— Они разные, впрочем как и всегда, со своими взглядами на этот мир. Обобщать целое поколение, как это очень любят делать, например, в Сети, называя нынешнюю молодёжь поколением Z, лично я бы не решился. Все дети индивидуальны. Родители тоже различаются. Одни считают, что ребёнок должен заниматься точными науками, другие воспитывают гуманитариев, а кто-то желает, чтобы чадо добилось успехов в спорте. Сегодня нет универсального стандарта родительства.

«Школа должна не только давать образование, но и воспитывать».

Вот что изменилось в родительстве — так эта быстрая обратная связь. Например, с внедрением электронных дневников мамы и папы стали оперативно реагировать на оценки ребят и замечания, в частности касательно поведения. Но признаюсь, я стараюсь решать эти вопросы на уроках, в классе или при индивидуальном общении с ребёнком. Предпочитаю не доводить спорные моменты до администрации и родителей. Считаю, школа должна не только давать образование, но и воспитывать. Когда с учеником общаешься на таком уровне, когда он сам понимает, что поступает неправильно, включается воспитательный момент, и в следующий раз он уже сделает по-другому. Именно это и формирует персональную ответственность.

Союз с Ордой?

А если говорить об учебниках истории России, сильно ли их содержание изменилось за последние годы?

— Не скажу, что сильно, но перемены есть, и это чувствуется. Самое распространённое — попытки видоизменить отношение к татаро-монгольскому игу. Если ещё 10 лет назад в контексте этой темы применяли термин «владычество», то сегодня она преподаётся с позиции выгодного для обеих сторон союза, в частности для защиты русских земель от нападения рыцарей с Запада. В среде коллег к такой трактовке относятся по-разному. Одни согласны, другие — нет. Лично я на уроках стараюсь делать акцент на том, что всё-таки это было владычество татар, нежели добровольный союз с ними. Очевидно, что последнее предполагает обоюдное согласие обеих сторон, чего в те времена не было.

Специальная военная операция станет частью уроков истории у старшеклассников, соответствующие изменения вносит Минпросвещения России в образовательный стандарт. Как, на ваш взгляд, нужно рассказывать об этом школьникам?

— К этой теме учителю нужно подойти с большой осторожностью. Мы прекрасно понимаем, что ребята бывают не только в школе, но ещё и в интернете, что и говорить, там они проводят гораздо больше времени. Отношение к СВО в Сети может быть преподнесено совершенно иначе, нежели в стенах образовательного учреждения.

Прежде всего, учитель должен выработать собственную чёткую позицию к происходящему и знать в том числе альтернативные точки зрения — не только те, о которых говорится в официальной повестке. Педагог всегда должен быть готов ответить на провокационные вопросы детей. Главная мысль, которую нужно донести до детей, что происходящее началось не сегодня, это результат событий первых волнений на Украине, возникших задолго до февраля 2022 года.

По словам учителя, дети с пониманием относятся к нововведениям в школе. Фото: www.globallookpress.com/ Константин Кокошкин

С этого учебного года по понедельникам в школах поднимают государственный флаг и исполняют российский гимн. Как вы к этому относитесь?

— Несомненно, положительно. Детям я всегда привожу такой пример: в США любые крупные мероприятия, даже банальные спортивные соревнования, начинаются с гимна и поднятия флага. Так почему же в российской школе мы не можем предоставить возможность быть сопричастными такой традиции? Всё-таки это официальная символика нашей страны. Это нужное, я бы даже сказал, необходимое действие. Со стороны ребят я вижу полное принятие и абсо­лютно адекватное отношение к этому мероприятию.