День, изменивший мир. На Кольском полуострове вспоминали начало войны

Виктор Шубин / АиФ на Мурмане

«Вспоминаю те годы с содроганием и думаю: как я мог выжить в то жуткое время, в тех боях, через которые прошёл, в тех эмоциях, которые испытал, глядя на горе и муки людей?» - сказал участник Великой Отечественной войны Виктор Фёдорович Маркелов.

   
   

«Ночные волки» доставили огонь

Перед началом митинга ветераны войны, труженики тыла Мурманска побывали у мемориальных досок Магомету Гаджиеву, Александру Торцеву, Александру Журбе, Анатолию Бредову, на кладбище военных захоронений и возложили цветы в памятных местах.

Фото: АиФ на Мурмане/ Виктор Шубин

В тот же день в Первомайском округе Мурманска открыли памятную стелу легендарной разведчице Зое Космодемьянской. Отлитая смоленскими мастерами бронзовая скульптура весом около 100 кг выполнена по эскизу художника Александра Арсентьева.

Ко Дню памяти и скорби активисты байкерского клуба «Ночные волки» привезли огонь для «Свечей Памяти» в Заполярье.

«Мы доставили огонь из Александро-Невской лавры Санкт-Петербурга, провезя его через Москву, Псков, Ржев и Кандалакшу в Мурманск, - рассказал байкер Алексей Вайц. - Это символический духовный жест некой преемственности, воинской чести и славы. Сейчас священникам разрешают отпевать погибших воинов, а 77 лет назад их можно было только почтить минутой молчания. Вечная им память».

Чёрный день календаря

На митинге у мурманского Алёши моряки-североморцы прислонили венки к подножию мемориала, а все присутствующие возложили гвоздики к Вечному огню.

   
   

«День, которому суждено было стать самой скорбной датой в нашем календаре, началом великих нечеловеческих испытаний. Этот день навсегда разделил жизни миллионов людей на до и после. Здесь, на Кольской земле, плечом к плечу сражались представители многих национальностей со всех уголков России. Сколько их осталось навечно в нашем северном крае! Мы с полным правом называем их земляками, потому что пролитая здесь кровь навсегда сроднила их с Заполярьем», - отметил спикер Мурманской областной Думы Сергей Дубовой.

В боях в Заполярье полегло 85 тысяч бойцов, 9 000 пропали без вести, 1 982 воина замёрзли, а 137 тысяч получили ранения.

«Я в нескольких боях на море участвовал, и сейчас такая же скорбь проходит по сердцу, как тогда, когда гибли мои товарищи по экипажу, - тихо признался Николай Михайлович Паньков. - Нельзя забывать о тех днях, о погибших, не увидевших Дня Победы». 

Смотрите также: