Одним из главных оснований для такого решения стало очередное повышение цены на топочный мазут и, как следствие, значительное увеличение расходов на компенсацию выпадающих доходов теплоснабжающим организациям.
Есть варианты
Предельный индекс роста платы за коммунальные услуги регулирует государство, между тем предсказать динамику стоимости топлива бывает достаточно сложно. На данный момент цена топочного мазута может перевалить за 20 тыс. рублей за тонну, а тариф рассчитан исходя из цены около 11,5 тыс. рублей. Логичный итог такого роста - пропасть между реальными расходами на тепло и теми суммами, которые северяне готовы заплатить за коммуналку.
Региональные политики просят федералов вмешаться в сложившуюся ситуацию и компенсировать внушительную разницу в деньгах. Второй вариант - вовсе пересмотреть вопрос формирования тарифов.
«На мой взгляд, есть ещё два варианта решения вопроса. Первый - переходить на альтернативные виды топлива. Здесь нужно вырабатывать программу на перспективу. Второй - продавливать вопрос с электрообогревом на федеральном уровне. Знаю, что губернатор неоднократно заявляла подобную инициативу, но пока нам не идут навстречу. Поэтому сегодня остаётся только первый путь, но здесь должны быть и комплексный подход, и программа», - считает член комитета по экономической политике, энергетике и ЖКХ Мурманской областной Думы Владимир Мищенко.
Куда идут газовозы?
Очевидно одно: чтобы снизить расходы на тепло, необходимо модернизировать морально устаревший топливно-энергетический комплекс региона, а сделать это возможно в системе государственно-частного партнёрства.
«Загодя региональное правительство заказало большую работу Минэнерго и подведомственным организациям, чтобы перевести коммунальное хозяйство на уголь. Так что перспектива этого вида топлива сегодня приобретает большую актуальность, - считает заместитель председателя Кольского научного центра РАН по научной и инновационной деятельности Владимир Маслобоев. - Торф - куда более локальный источник и актуален для южной части региона. Что касается газа, вопрос может решаться. Газовозы «Новатэка» могут идти не только в Азию, но и в Мурманск. Но нужны инвестиции, чтобы принимать голубое топливо со стороны».
А с инвестициями сегодня сложно. Желающие вложиться в строительство котельных есть, но их немного. В большинстве случаев бизнесмены предпочитают города-миллионники, а местности с небольшим населением и за полярным кругом зачастую игнорируют. В правительстве региона создали условия для такого вида предпринимательской деятельности, предоставили различные льготы, вот только эффект от работы минимальный. За последний год власти встречались с 20 инвесторами - в Заполярье остались единицы.
«Основная задача - не заменить мазут на альтернативный источник энергии. В первую очередь должна быть экономия. Нам необходимо уйти от субсидий из бюджета, которые на сегодняшний день достигли 3 млрд рублей», - прокомментировал специально для «АиФ на Мурмане» министр энергетики и ЖКХ Мурманской области Владимир Гноевский.
Итогом такого государственно-частного партнёрства в Заполярье стали новые угольные котельные в посёлках Лейпи и Белое море. Аналогичное строительство стартовало и в Ковдорском районе. Торфяную котельную возводят в Терском районе, там на этот вид топлива делают большую ставку. А в Заозёрске, который давно уже славится регулярными перебоями с подачей тепла, приняли решение о строительстве мазутной котельной. Она будет работать на дешёвом топливе - нынешняя использует затратное флотское: у военных цена выше, чем на рынке. В данном случае инвестор делает ставку на стабильность военного городка: его жители исправно платят за коммуналку. По существующим расчётам комплекс должен окупиться лет через восемь.
Смотрите также:
- Былое и дума.С чего начиналось развитие парламентаризма за полярным кругом? →
- Арктика требует понимания. Сенаторы обсудили государственные интересы →
- Сложности перевода. Есть ли у Заполярья шанс сменить мазут на газ? →