Небесная сфера. 20% молодёжи считают, что Солнце вращается вокруг Земли

«Мурманск – большой перспективный город. В нём обязательно должен быть планетарий. Пусть не такой, как в Москве или Санкт-Петербурге, но доступный всем», – убеждён председатель астрономического клуба «Орион» ДК и НТ им. С. М. Кирова Леонид Ершов.

   
   

30 июня исполнится 111 лет со дня падения в Сибири Тунгусского метеорита. А с 2016 года весь мир отмечает День астероида.

«Держать мозги в порядке»

Наталья Кобзева, «АиФ на Мурмане»: – Леонид Васильевич, когда вы впервые пришли в астрономический клуб?

Фото: Из личного архива

Леонид Ершов: – После десятого класса я поступил в Высшее военно-морское инженерное училище, затем в Школу милиции, но не окончил ни первое, ни второе! Такие недоучки обычно начинают искать приключения. Я оказался в Мурманске после службы на Северном флоте и в 1982 году увлёкся поисками снежного человека. Посвятил этому два десятка лет, было много экспедиций, в том числе одиночных. Позже увлёкся краеведением, а в конце 80-х примкнул к астрономам-геодезистам. Клуб «Орион» работает при в ДК Кирова с 1996 года, до этого было Всесоюзное астрономо-геодезическое общество при Академии наук. Когда развалился СССР, стали распадаться и похожие общества, мы старались выжить и пришли в ДК. Некоторые участники входят в состав ещё с 1985 года. Я примкнул к ним в конце 80-х.

– Сегодня многие интересуются астрономией? Как часто вы встречаетесь?

– Занятия проводим три воскресенья в месяц. Я всегда был сторонником того, чтобы мы не замыкались на астрономии: многие интересуются древней историей, военной тематикой, выступают с докладами по астрономии, геологии, геодезии, краеведению. Кто-то сначала боится, что участники – учёные, а когда видит, что любители, остаётся. На лекции приглашаем интересных людей – полярников, учёных, иными словами, профессионалов, чтобы мозги держать в порядке. Жизнь клуба кипит, сейчас по списку у нас 55 человек. На занятия приходит от 25 до 30 участников, даже летом. Почётный председатель клуба Виктор Трошенков ведёт многолетние наблюдения за солнцем и северным сиянием.

Досье
Леонид Ершов. Родился в 1954 году в городе Альметьевске Татарской АССР. Учился в Высшем военно-морском инженерном училище имени Ф. Э. Дзержинского и Школе милиции на следственном факультете. Служил на Северном флоте.
   
   

С начала 90-х годов все зациклились на инопланетянах. Я сразу призывал участников клуба придерживаться научных позиций, применять официальные методики, а не опираться на слухи. Хотя к нам приходили разные гости: выступали колдуны, экстрасенсы, «летуны», которые мысленно путешествуют по космосу.

– Как появилась идея отмечать День астероида?

– Его ввела Генеральная Ассамблея ООН в 2016 году в связи с известным Тунгусским метеоритом. Так принято его называть, хотя правильно – Тунгусский феномен над Сибирской тайгой, поскольку нет точных данных. Хорошо, что взрыв произошёл над лесом, а не над городом – строения просто рассыпались бы. Многие называют Праздник астероида, но точнее всё же день. Астероид может уничтожить цивилизацию или нанести непо­правимый ущерб – какой же это праздник? Идея создания принадлежала астрофизику и гитаристу группы Queen, который написал музыкальное сопровождение к фильму о падении астероидов на Лондон. Он хотел напомнить людям, что есть такая угроза из космоса, чтобы общество развивало астрономию для спасения Земли. Если у народов появляется общий враг, а им может стать астероид, они объединяются.

«Астероид может уничтожить цивилизацию или нанести непоправимый ущерб – какой же это праздник?»

Ночной болид

– У всех свои любимые темы. Вы что любите изучать?

– Мне ближе краеведение. Из истории Кольского полуострова заинтересовал древний период, например лабиринты, которые до сих пор остаются загадкой. Я посвятил этой теме несколько лет, ходил, снимал. Тогда о квадрокоптерах ничего не знали, и я брал плотницкий инструмент и строил мачту, как на яхте, и с неё снимал лабиринт. Не для художественных снимков, а для научных целей, чтобы с фотографиями мог работать любой человек.

– А в астрономии есть близкие темы?

– Метеориты, метеоры, астероиды. Через год после Челябинского метеорита, в 2014 году, около двух часов ночи над Мурманском пролетел болид. Не было серьёзных последствий, но он попал на камеры видеорегистраторов и видеонаблюдения. Была яркая вспышка. Я работал в торговом порту, поэтому опрашивал ночную смену. Люди были напуганы, бросили работу. Мы с коллегами собирали сведения, чтобы построить траекторию. Но пока любительскими силами вычисляли и чертили, учёные из-за Урала нас обставили. Они нашли возле границы с Финляндией осколки упавшего метеорита. Мы стали интересоваться, искать кратеры на Кольском полуострове. Выяснили, что в регионе есть подозрительно круглые озёра, которые не могла создать природа, то есть что-то повлияло. В Поное местные жители говорят, что несколько круглых озёр расположены строго по одной линии. Есть предположения, что это куски метеорита, упавшего в древности. Были даже планы отправить туда водолазов.

Гонка за космос

– Как развивается сейчас астрономия в Мурманской области?

– Участница клуба Валентина Булычева занимается продвижением идеи построить планетарий в Мурманске. В Лапландии и Мореходке есть планетарии, но, как правило, там бывают только курсанты пару раз в год. А нужен планетарий для жителей города. И мы пока курируем этот вопрос. В клубе часто бывают туристы. Наталья Романова приобрела большую картину северного сияния. Это голография: сияние оживает при малейшем движении человека, под разным углом зрения меняет цвет и положение. Когда у нас были студенты из Китая, их от этой картины было невозможно оторвать. Если что-то подобное можно будет показать в планетарии, нас ждёт большой успех.

– Как считаете, это будет шагом к развитию астрономии?

– Мы живём в такое время, когда идёт гонка за космос. Детей нужно заряжать интересом к астрономии – и тогда кто-то из них станет талантливым конструктором межзвёздных кораблей. Всё идёт из детства. Через наш клуб прошло более 300 человек, учёными стали единицы. Но если среди детей хотя бы один заинтересуется астрономией, это будет прекрасно. Мурманск – большой перспективный город. В нём должен быть планетарий. Пусть не такой, как в Москве или Санкт-Петербурге, но доступный всем.

– Уроки астрономии вернули в школы?

– Кажется, вернули частично. Раньше учитель физики вёл астрономию. И никто не воспринимал всерьёз этот предмет. Сегодня слишком много материала, поэтому нужны специалисты. Нужно ещё ввести в институтах факультет астрономии. У нас 20% молодёжи считают, что Солнце вращается вокруг Земли. Это ли не последствия отсутствия астрономии в школах?!

Смотрите также: