aif.ru counter
280

Смена героев. В заполярных театрах – новые режиссёры

Статья из газеты: АиФ на Мурмане №10 06/03/2019

На Год театра у новых режиссёров далеко идущие планы.

«Месяц в деревне» – первая постановка Станислава Васильева в Мурманске.
«Месяц в деревне» – первая постановка Станислава Васильева в Мурманске. © / Лилия Альшевская / АиФ

Год театра – 2019-й - артисты трёх заполярных театров встречали без главных режиссёров.

В 2017 году после продолжительной болезни ушёл из жизни Султан Назирович Абдиев, который был главным режиссёром Мурманского областного драматического театра с 1997 года. Театр Северного флота покинул главный режиссёр, народный артист России Юзеф Васильевич Фекета. Вместе с супругой он переехал в Иркутск. А в театре кукол режиссёра не было с 2015 года – после ухода Тамары Александровны Волынкиной.

Два Васильева

В феврале Мурманский областной драматический театр и театр кукол обрадовали зрителей новостью: к нам приехали режиссёры. Совпадение или нет, но оба – Васильевы. В театр драмы – Станислав Васильев, а в кукольный – Пётр Васильев. Оба они уже знакомы мурманскому зрителю, но обо всём по порядку.

«Наверное, судьба. Но если я здесь оказался, значит, это кому-то нужно. Может, у меня есть миссия какая-то? – с улыбкой предположил Станислав Васильев. – О больших гонорарах говорить не приходится. Как вы знаете, здание драматического театра на ремонте и большая часть заработанных нами денег уходит на аренду помещений».

Станислав Анатольевич родом из Чебоксар, но последние несколько лет работал как приглашённый режиссёр в театрах России и стран СНГ.

«Если честно, я никогда не собирался становиться режиссёром, может быть, актёром – вообще не думал о творческой профессии, мечтал стать врачом. В старших классах играл в Народном театре. А когда окончил школу, как раз был набор в Чувашский государственный университет на факультет искусства и культуры. Подумал: а почему бы нет? Решил попробовать – и всё получилось! А второе моё образование – Российская академия театрального искусства в ГИТИСе. На данный момент работаю на этой стезе уже более 25 лет, – поделился с «АиФ на Мурмане» Станислав Васильев. – Моя первая постановка – дипломная работа в одном маленьком народном коллективе. Вторую работу я ставил уже в профессиональном театре. Это была инсценировка по ранним рассказам и романам Достоевского. Я назвал постановку «Чужие». Это рассказ о взаимоотношениях людей разных поколений. Молодые люди думают, что всё ещё впереди, а люди в возрасте каждый раз убеждают в обратном».

В прошлом году Станислав Васильев как приглашённый режиссёр ставил в Мурманске пьесу Тургенева «Месяц в деревне».

«Мы всегда жаждем чего-то большего, но жизнь сама вносит коррективы. Мне кажется, многим артистам в спектакле «Месяц в деревне» удалось докопаться до себя, открыть новые черты своего характера. Я видел, как они становятся другими, начинают работать иначе. Это отметили и коллеги. Те, у кого не было ранее ролей такого плана, смогли показать себя с совсем другой стороны», – считает режиссёр.

Публика голосует ногами

Петра Васильева тоже успели полюбить в Мурманске: он хорошо знаком северянам по спектаклям «Гадкий утёнок», «Чудо в перьях», «Умка» и «Муха-Цокотуха». Всего же он поставил около 80 спектаклей в России и за рубежом. Его работы смотрят зрители из Германии, Эстонии, Литвы, Москвы, Санкт-Петербурга, Выборга, Петрозаводска, Тобольска, Ханты-Мансийска, Вологды, Калуги и др.

«Ещё какое-то время буду ездить со спектаклями по стране. Но всё-таки мысленно я уже целиком в Мурманском театре кукол. Наверно, почувствовал, что именно этот театр мне подходит, – признался Пётр Васильев. – Мы смогли за два года выпустить пять спектаклей. Всё время работы проходило в дружественной атмосфере. Значит, мы нашли друг друга. В мурманских артистах мне больше всего нравится то, что они пребывают в театре даже в нерабочее время. Потому что им это интересно! Ведь не постоянно проходят репетиции, но всегда там протекает какая-то жизнь. И непременно хочется быть её частью. А это очень редкое явление в современном театре. Однажды пришёл в то время, когда не было репетиций. Увидел артистов. Спросил: «А чего вы здесь?» Мне ответили: «А нам здесь хорошо. Мы так приучены». Это заслуга предыдущего руководителя Тамары Волынкиной. Она сумела создать такую творческую атмосферу в коллективе, которая за годы её отсутствия никуда не делась!»

Последние четыре года Васильев был главным режиссёром Театра кукол Республики Карелии в Петрозаводске.

«Я всегда сравниваю профессию режиссёра с профессией клоуна. Хороший клоун – это человек, который всё умеет! Он может быть дрессировщиком, ходить по канату, жонглировать. При этом всё делает настолько виртуозно, что никто не понимает, как это тяжело. А он умудряется делать это всё забавно и весело. Так же и режиссёр: он должен знать всё в театре! И профессию актёров, и профессию бутафоров-изготовителей театральной декорации, даже в чём-то профессию администратора. Если вспомнить, откуда пошёл театр? С площади, где оплатой зрителей были не аплодисменты, а деньги. Нужно всегда представлять, что перед тобой лежит шляпа. И то, сколько ты сможешь заработать, зависит от твоих стараний. Отблагодарит ли тебя зритель рублём? Не зря говорят, публика голосует ногами. Это значит, если в театре плохо, туда просто-напросто не пойдут», – уверен Пётр Владимирович.

Режиссёр должен убедить

На Год театра у новых режиссёров далеко идущие планы. Так, в драме уже на следующей неделе, 14 марта, стартует проект «Без грима». На встрече актёр Владимир Равданович расскажет о профессии артиста, своих воспоминаниях и моментах из жизни, а также ответит на вопросы зрителей. Будут представлены номера, связанные с профессией: небольшие эпизоды, монологи, песни и стихи.

«Это очень интересный момент общения с человеком. Ведь как актёров мы их знаем, они играют роли по написанному сценарию, а здесь узнаём их совсем с другой стороны, знакомимся с личностью, – рассказал главный режиссёр драматического театра Станислав Васильев. – Самое главное в артисте – его персона. Только когда появляется личность, мы можем говорить о персонаже. Ведь профессия актёра – всегда авторство. Автор – это не только тот, кто написал пьесу, и тот, кто её поставил. На сцене артисты иногда прячутся за маску персонажа, и их личность уходит. Актёры становятся всего лишь исполнителями, а хотелось бы, чтобы они были авторами – каждый для своей роли. Бывает, конечно, когда артист с чем-то принципиально не согласен. Задача режиссёра – убедить. Здесь важно понимать психологию актёра. Когда человеку дают определённую роль, внутри у него может возникнуть конфликт с самим собой. Тогда ему нужно сказать: «Поверь себе и попробуй». Персонаж появляется только тогда, когда актёр верит в свои силы. А постановка может появиться, только если она «звучит» в артистах».

Кроме того, сегодня в драме «восстанавливают» спектакль «Очень простая история» по пьесе Марии Ладо.

«Премьера состоится 29-30 марта. Состав артистов будет обновлённый: кто-то ушёл из театра, а кто-то, к сожалению, из жизни. Параллельно мы ведём работу над постановкой Григория Горина «Поминальная молитва». В конце апреля пройдёт премьера спектакля по произведению Никиты Воронина «Страсти по Торчалову». До конца сезона мы также представим постановку «Сказки для ёжика», – поделился планами режиссёр.

К юбилею Пушкина

В театре кукол готовят постановку к 220-летию со дня рождения А. С. Пушкина.

«Моей первой постановкой в Мурманске в качестве главного режиссёра будут «Маленькие трагедии» Пушкина. Во время выступления будет играть живая музыка. Актёрам предстоит овладеть средневековыми инструментами: флейтой, ребеком (старинная скрипка) и лаудом (напоминает современную гитару). Над музыкальным сопровождением спектакля трудится композитор Николай Морозов из Санкт-Петербурга. Художник постановки – лауреат «Золотой маски» Алевтина Торик. Будет представлено четыре трагедии в одно действие», – рассказал Пётр Васильев.

Кроме того, в этом сезоне кукольный театр приобретёт новый, лабораторный опыт.

«Для нас это эксперимент в направлении baby lab: лаборатория детского бессловесного, тактильного театра. В этой сфере будет работать специалист Анна Иванова-Брашинская. Совсем недавно Анна возглавляла кукольную академию в Финляндии. Может быть, ей понравится работать в Мурманске и она останется в нашем театре, – надеется режиссёр. – Ещё мы планируем выпустить семейный спектакль об истории происхождения первых ледоколов. Осенью в театре кукол пройдёт IX Международный фестиваль театров кукол стран Баренцева региона, в котором примет участие около 15 театров. Так что работы много, ведь театр – это живой организм!»

К слову:
В старейшем драматическом театре России за полярным кругом – театре Северного флота – в данный момент нет главного режиссёра. Исполняющим обязанности назначен режиссёр-постановщик Юрий Сергиенко. А в Союзе театральных деятелей Мурманской области после смерти Алексея Гудина исполняет обязанности председателя заслуженный артист РФ, артист Мурманского областного драматического театра Александр Водопьянов.



Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Почему выставляют счёт за горячую воду и за подогрев воды?
  2. Какие магазины принимают участие в проекте «Наша рыба»?
  3. Начисляют ли пени, если вовремя не принесли квитанцию за отопление?
  4. Можно ли повлиять на человека, который не отдаёт долг?
  5. Можно ли наказать дебоширов во дворе, которые мешают спать?
  6. Кто должен восстановить коллективную телевизионную антенну?
  7. Как исправить неверные показания по электроэнергии?
  8. Почему к налоговому уведомлению не будут приложены документы на оплату?
  9. Можно ли устанавливать мусорные контейнеры рядом с детской площадкой?
  10. Какие дома будут отремонтированы в Апатитах и Кировске в 2019 году?
  11. Почему невозможно дозвониться в медцентр «Белая роза»?

Самое интересное в регионах
Роскачество