Ученик мурманской гимназии из-за плохого поведения на месяц был освобождён от занятий. Такое наказание «придумали» в образовательном учреждении.
В ситуации разбирался корреспондент «АиФ на Мурмане».
Вне закона
Родители второклассника обратились в надзорный орган с просьбой разобраться, законно ли их ребёнка отстранили от занятий. В прокуратуре Первомайского округа Мурманска сочли, что школа ограничила права несовершеннолетнего на получение общедоступного и бесплатного основного общего образования.
«Администрация школы приняла такое решение, к ответственности был привлечён директор, – сказала старший помощник прокурора области по взаимодействию со СМИ Анжелика Черногубова. – Не имеют права ребёнка отстранять при таких обстоятельствах. В данном случае обстоятельством было непослушание гимназиста».
Директора мурманской гимназии № 7 Надежду Афонину оштрафовали на 30 тыс. рублей. На момент подготовки номера в печать руководитель образовательного учреждения находилась в отпуске. Исполняющая её обязанности Лариса Гаврилова отказалась давать комментарии.
Такой тип учеников
«Вряд ли отстранение от посещения школы – новация педагогов гимназии, в которой произошёл инцидент. Известные педагоги-гуманисты прошлого Песталоцци, Каптерев и другие полагали, что, если ребёнок не соблюдает законы школьной жизни, тем более выработанные сообща, его удаляют из сообщества. Другое дело, что педагогам не всегда хватает терпения, мудрости, душевных сил и знаний для решения непростых порой ситуаций школьной жизни. Чешский педагог-гуманист Ян Коменский когда-то выделил тип учеников (зачастую очень талантливых), которых учителя нередко губят. Они к ним относятся с позиции силы, потому что такие ученики неудобны: они подвергают сомнению всё, о чём говорит педагог. Им говоришь на уроке: «Не коснись вот этим проводочком другого», – а они именно это и сделают. Чаще всего таких детей пытаются «придавить». И педагогическая власть зачастую безгранична», – считает заведующий кафедрой педагогики Мурманского арктического государственного университета (МАГУ), кандидат педагогических наук, доцент Валерий Черник.
«Из-за плохого поведения отстранение ребёнка от учёбы недопустимо. Необходимо разобраться в причинах такого поведения. Они могут быть разными. Например, проблема в семейных отношениях: вседозволенность, или преобладает авторитарный стиль – и ребёнок, придя в школу, таким образом снимает напряжение. Но, на мой взгляд, одна из причин – непонимание материала, потеря интереса к учению или отношения со сверстниками. Профессионализм учителя прежде всего выражается в его умении обеспечить заинтересованный подход ученика к учению, – считает кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики МАГУ, заслуженный учитель школы РФ Людмила Рогозина.
Людмила Дмитриевна рассказала, что в сложных ситуациях есть выход: за стол переговоров садятся родитель и учитель, и взрослые вместе обдумывают, как откорректировать поведение ребёнка».
Комментарий
Уполномоченный по правам ребёнка в Мурманской области Борис Коган:
«Есть дети с особенностями поведения, с так называемой гиперактивностью. Не только в этой школе, такое часто бывает. Ребёнок доставляет беспокойство другим детям: вольно или невольно он нарушает их права – оскорбляет одноклассников, физически мешает учиться. Родители этих учеников с возмущением требуют навести порядок. И они правы. Не надо терпеть, надо находить решение – либо компромиссное, либо судебное. В первую очередь директор школы должен внимательно разобраться и дать маме рекомендации – только рекомендации! – о том, как можно поступить в данном случае. Чаще всего, насколько я знаю из своего опыта, мамы соглашаются и переводят детей на индивидуальное обучение. То есть ребёнок посещает школу, работает индивидуально с учителем до тех пор, пока не стабилизируется его поведение.
В гимназии № 7 мама ученика не согласилась с рекомендациями руководства школы. И это тоже её право. Родители детей, права которых страдают от поведения такого ребёнка, должны обратиться с иском в суд о принудительном изменении формы обучения школьника. Писать иск нужно как заявление: «Прошу суд рассмотреть необходимость перевода ребёнка на индивидуальное обучение в принудительном порядке». В случае с этой гимназией такого не было. Сейчас ученик, о котором идёт речь, перешёл в другой класс, но ничего в его поведении не изменилось».