Во всём мире участились случаи агрессии среди школьников. Можно ли её каким-то образом обуздать? Об этом и многом другом «АиФ на Мурмане» размышлял с заместителем директора по воспитательной работе мурманской гимназии № 5 Татьяной Костиной.
Воспитание примером
Александра Кириченко, «АиФ на Мурмане»: – Татьяна Васильевна, складывается впечатление, что сегодня дети предоставлены сами себе: родители или на работе, или в гаджетах. Получается, вся ответственность за воспитание возлагается на школу?
Татьяна Костина: – Это вечная проблема, кто более ответственен за воспитание ребёнка – семья или школа. Сегодня родители начинают кивать на школу, а школа – на родителей. Согласия не всегда можно достичь. А яблоком раздора становится ребёнок. Позитивный воспитательный эффект возможен только в том случае, если семья и школа работают вместе.
С младенчества малышом занимаются дома – это более индивидуальное целенаправленное воспитание. Затем в его жизни появляется социум: ребёнок приходит в детский сад, потом в школу. Это тот самый вид воспитания и обучения, который не могут дать родители: взаимоотношения между детьми, сверстниками, друзьями, в коллективе, общение со взрослыми людьми. И в это время – взросления, формирования личности – между родителями и школой должен быть найден компромисс. В законах написано, что школа и семья – партнёры. Ребёнок выиграет, если партнёрство будет не на бумаге, а в действительности.
– Неужели современные родители не понимают этого?
– К сожалению, не уделяя должного внимания процессу воспитания в 90-е годы, мы получили поколение родителей, которым свойственно потребительское отношение к школе. Именно от них можно услышать фразы «Вы учителя – вы и учите, а я работаю, мне некогда!». Поймите, учителя, как и образовательное учреждение, можно поменять, а вот родителей – нет. Поэтому взрослым надо научиться быть ребёнку друзьями, жить его интересами. Мы все заинтересованы в том, чтобы ребёнка понимали и любили, потому что главное чувство в жизни каждого человека – любовь. Безусловно, и учитель должен любить и уважать ученика, это не обсуждается. Когда я иду к ребёнку, то должна всегда желать ему быть умным, здоровым, грамотным. Я должна видеть в нём личность. Вообще, чтобы быть хорошим учителем и воспитателем, необходимо любить людей и желать им самого доброго, светлого и чистого. Только таким образом мы сможем воспитать нравственных людей.
Кроме того, ребёнок очень хорошо чувствует любую фальшь. Можно говорить множество хороших слов, но однажды, совершив неблаговидный поступок, есть риск навсегда потерять его расположение и веру в справедливость и честность. И это касается не только учителей, но и родителей. Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок читал, читайте сами, если хотите, чтобы он оторвался от компьютера, не стоит самим зависать в социальных сетях, хотите, чтобы был физически здоров и развит, занимайтесь физической культурой и правильно питайтесь. Больше проводите времени вместе и воспитывайте детей собственным примером.
Нужно каши больше есть
– А какие у родителей сегодня претензии к школе?
– Главные претензии – много домашних заданий, большая учебная нагрузка. Недопустимо, когда необходимые знания и умения, недополученные на уроке, учителя компенсируют за счёт домашнего задания, но здесь надо смотреть по каждому факту отдельно.
Конечно, в период учёбы, большого интеллектуального труда мы должны заботиться о здоровье детей, особенно на Севере, где есть недостаток кислорода и 40 дней длится полярная ночь. На это время в образовательных учреждениях Мурманска учащиеся 1–7-х классов освобождаются от домашних заданий на выходной день и контрольных работ, а для учащихся 8–11-х классов предусматривается облегчённый вариант домашних заданий. Также следует порекомендовать соблюдать режим дня, чередуя труд и отдых, спорт и полноценное питание. Недаром говорят: «Человек есть то, что он ест». Если ребёнка не научить правильно питаться, в том числе есть суп и кашу, то откуда у него возьмутся силы для преодоления трудностей?
Ещё родителям не всегда нравится, что в классе много детей. Лично мне тоже хотелось бы, чтобы учеников было поменьше. К примеру, недавно по погодным условиям были отменены уроки в начальной школе. Тем не менее ко мне в класс пришли 12 человек. Я сказала: если пришли, будем заниматься. Все у доски успели побывать, пообщаться с учителем, между собой и ушли счастливые. К сожалению, сегодня мы не можем обеспечить меньшую наполняемость классов.
- Татьяна Васильевна, за годы вашей работы были случаи, когда дети проявляли агрессию?
– В моей практике таких случаев не было. Но нужно понять, почему дети себя так ведут. Среда сегодня воспитывает не меньше, а порой и больше, чем педагог. Давайте попытаемся разобраться, каковы факторы, повышающие агрессию у детей. Во-первых, высокий уровень ненужной, негативной информации, которую получает ребёнок. Зачастую он не готов к объективному восприятию информации, которую можно почерпнуть из Интернета. Раньше многие детские фильмы носили воспитательный характер, а мультфильмы учили честности, справедливости, добру и состраданию. Сегодня, к сожалению, мало фильмов нравственного содержания для детей. Хотела бы порекомендовать родителям быть повнимательнее к тому, какие передачи смотрит их ребёнок, какие сайты он посещает. В настоящее время в помощь родителям и детям разработаны специальные памятки по безопасности в Интернете.
Во-вторых, подростковый возраст – это период самоутверждения и бунтарства, когда ребёнок, с одной стороны, желает независимости, а с другой – не имеет своих устойчивых интересов и очень зависим от чужого мнения. Недостаток жизненного опыта приводит к большому количеству вопросов, на которые подросткам самим трудно найти ответы. Но всегда ли сегодня можно пообщаться со взрослыми? Раньше, когда семьи были большими и все жили вместе, недостаток родительского внимания компенсировался старшим поколением – бабушками, дедушками. Сегодня зачастую они тоже работают. Ребёнок остаётся со своей проблемой один на один. Недостаток общения с родными может привести к тому, что он пойдёт на улицу или станет подписчиком опасных социальных сообществ. И последствия этого могут быть очень печальными.
– И тогда на помощь должна прийти школа?
– Да, должна. Внимательный учитель, он же классный руководитель, первым должен увидеть, что с ребёнком происходит, что его беспокоит и тревожит: всё ли благополучно в семье, не одинок ли он в классе, чем занят в свободное время. Должен помочь преодолеть трудности и дать возможность себя реализовать не только на уроке, но и после. Для этого мы организуем и проводим большое количество внеклассных творческих мероприятий, позволяющих ученикам чувствовать себя нужными, значимыми и успешными. Ведём ежемесячный мониторинг, где классные руководители ставят социально-психологическую службу в известность о наличии или отсутствии фактов жестокого обращения в семье, пропусков и уходов с уроков без уважительной причины, признаков суицидального проявления.
Уже год в нашей гимназии работает «Почта доверия», куда дети анонимно могут направлять любые обращения, подписываясь ником (псевдонимом). На каждое письмо мы даём ответ, который в свободном доступе располагается на стенде. Анонимность помогает выявлять чувства детей, их реальные мысли, понимать, что их беспокоит, чем они заняты в течение дня. За это время обработано больше двадцати писем. Содержание разное: от жалоб на одноклассников, учителей, родителей до выдумок в стиле новомодных увлечений на тему аниме, компьютерных игр и др. Смысл ответов – взрослое видение «проблемы» и ненавязчивый призыв задуматься о том, что и зачем мы делаем в жизни, что в ней ценно, а что второстепенно.