Перед Новым годом в Апатитах школьная дискотека завершилась дракой подростков и полицейских.
Что ждёт малолетних хулиганов, выяснила корреспондент «АиФ на Мурмане».
В поисках приключений
Массового нападения подростков на полицейских, о котором поторопились написать СМИ, не было. Была драка, бравада четверых смелых, которые хотели выделиться в толпе, к тому же они были в нетрезвом состоянии.
«Эти фигуранты давно известны комиссии по делам несовершеннолетних, списки их административных правонарушений не умещаются на листе формата А4».
«Эти фигуранты давно известны комиссии по делам несовершеннолетних, списки их административных правонарушений не умещаются на листе формата А4. Ребята искали приключений, – рассказал «АиФ» уполномоченный по правам детей в Мурманской области Борис Коган. – В СИЗО их не отправили. Кстати, по словам следователей, были школьники, которые пробовали помешать драке».
С родителями «героев» Борис Коган не общался – вряд ли они согласились бы на разговор.
«У одного из подростков родитель – полицейский. Зачем я буду ему объяснять, как должно общаться с представителями власти?» – задаётся он вопросом.
Скорее всего, всё закончится административным правонарушением.
«И это будет правильно: не надо всех детей сажать в тюрьму. Даже вот таких «героев», – уверен Коган.
По его словам, к драке привели «не совсем профессиональные действия взрослых»:
«При массовом скоплении людей действия полиции должны быть совершенно другими. Должно быть вызвано подкрепление, если есть такая необходимость. И до этого никаких активных действий предпринимать нельзя. Один из полицейских, который был участником инцидента, пришёл в профессию недавно, он сделал замечания подростку за то, что тот нецензурно выражался, и пробовал его задержать. Но на глазах толпы такие действия ошибочны. И второй вывод: если в Доме культуры проходит праздник, где сотни детей (а мне сказали, там было около 500 билетов), в обязательном порядке приглашается наряд полиции. Руководитель учреждения посчитал, что обойдётся силами частного охранного предприятия. Но у чоповцев другие функции. И вот что я скажу вам как бывший директор школы: о школьной дискотеке обязательно надо предупреждать полицию».
«Я готовлю к докладу информацию о десятках подростков, которые оказались вне закона об образовании, не попали в профильные классы. Для них должна быть своя программа в колледже, которая позволит им получать дальнейшее образование».
«Между небом и землёй»
Ответственный секретарь комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Апатитов Ольга Злобина рассказала, что двое подростков из «геройской» четвёрки продолжают обучение в школе, один из них – ученик восьмого класса, второй – девятого. Ещё двое оказались «между небом и землёй»: девятый класс окончили, а в десятый не попали. По ходатайству комиссии по делам несовершеннолетних их трудоустроили разнорабочими.
«Один из молодых людей учился в Североморске в кадетском корпусе и, вернувшись в Апатиты, поступил в школу, в десятый класс. Обучаться при этом он не начал, а в училище идти было поздно: уже набрали ребят. Второй подросток окончил девять классов, но не сдал ГИА, пока пересдавал – опоздал в училище, – рассказала Ольга Злобина. – Мы решили для таких ребят создать условия, чтобы они не болтались без дела по городу, а пошли работать. В следующем году они смогут продолжить обучение – в десятом классе или в училище».
На данный момент в Апатитах семь подростков, трудоустроенных за счёт средств, выделенных администрацией города.
По мнению детского омбудсмена, надо работать с проблемными подростками, чтобы они заканчивали вечерние или заочные классы. В этом есть перекос в работе федерального Минобразования, которое установило: в стране должны быть профильные классы. Но есть ребята, которые не подходят под профиль. А обычной вечерней школы для тех, кто не осваивает программу 10–11-х классов, нет.
«Я готовлю к докладу информацию о десятках подростков, которые оказались вне закона об образовании, не попали в профильные классы. Для них должна быть своя программа в колледже, которая позволит им получать дальнейшее образование. Необязательно оно должно быть с итоговой аттестацией. Если дети не в состоянии сдать ЕГЭ, это не значит, что они не могут вовсе получать образование!» – убеждён Коган.