Аргументы и Факты
murmansk.aif.ru
16+
Мурманск
Аргументы и Факты
murmansk.aif.ru
16+
Мурманск
Примерное время чтения: 6 минут
51

Коридор возможностей. Путин поддержал комплексный проект развития Арктики

АиФ на Мурмане №48 26/11/2025

В Москве прошла встреча президента России Владимира Путина и председателя Комиссии Госсовета по направлению «Северный морской путь и Арктика», губернатора Мурманской области Андрея Чибиса.

Обсуждалось развитие Арктики и Трансарктического транспортного коридора, включая Северный морской путь. Отдельное внимание уделили вопросу газификации Кольского Заполярья.

Новый космос

В марте на Международном арктическом форуме, который впервые проходил в Мурманске, президент России Владимир Путин поручил подготовить предложения к комплексному проекту развития Арктики и Трансарктического транспортного коридора.

В понедельник Андрей Чибис представил главе государства основные параметры. По его словам, Арктика может стать для страны национальной идеей с учётом значимости и масштаба задачи.

На наш взгляд и взгляд экспертов, с которыми мы работаем, с учётом масштаба и значимости задачи это может стать национальной идеей.

«Развитие Арктики сегодня для нашей страны так же важно, как развитие космоса для Советского Союза. Даже родилась такая фраза: «Арктика — новый космос». На наш взгляд и взгляд экспертов, с которыми мы работаем, с учётом масштаба и значимости задачи это может стать национальной идеей», — сказал губернатор Мурманской области Андрей Чибис.

Сегодня уже очевидно, что Арктика — основная ресурсная база страны, фундамент безопасности, экономики и транспортного суверенитета России. Здесь сосредоточены важные промышленные, энергетические и логистические проекты.

«Северный морской путь обеспечивает безопасную связанность страны, это вопрос геополитической безопасности ресурсной базы и транспортного коридора мирового значения, который короче, чем через Суэцкий канал, и, самое главное, полностью находится в российской юрисдикции», — сказал Андрей Владимирович.

Основные цели комплексного проекта — обеспечение безопасности, добыча и глубокая переработка ресурсов, создание бесшовной транспортной системы. Однако, как отметил Андрей Чибис, одна из важнейших задач — повышение качества жизни северян. За всеми проектами стоят люди, поэтому первостепенно, чтобы условия для них были комфортными и достойными. Развитие Арктики начинается с создания комфортных условий для жизни северян.

«Ваше решение по арктической ипотеке, которое вызвало рост жилищного строительства, по мастер-планам, к которым мы приступили, — это реальное изменение качества жизни людей. Это принципиально важно, чтобы на Север, к нам тянуло и чтобы удержать тех ребят, которые у нас растут и воспитываются», — сказал губернатор.

Кстати, впервые с советских времён в Мурманской области началась активная жилищная застройка. Благодаря нацпроекту план ввода жилья выполнен более чем на 170 %, в регионе возводят 20 многоквартирных домов.

Сегодня в Арктике формируется до 10 % ВВП, при этом в АЗ РФ живёт всего 2 % населения.

«В Мурманской области нам удалось впервые с 1989 года в 2023-м обеспечить миграционный прирост, а за пять лет темп снижения численности населения сократился в два раза. Но пока ещё сохраняется тренд на сокращение. И это та задача, которую нам необходимо решить», — сказал глава Мурманской области.

Растёт конкуренция

Надо сказать, понятие «трансарктический транспортный коридор» впервые прозвучало весной 2025 года на Международном арктическом форуме в Мурманске.

Трансарктический транспортный коридор включает в себя Северный морской путь и ключевые порты Арктики. Кстати, словосочетание «Северный морской путь» впервые употребил в своих трудах Михаил Ломоносов. Для того чтобы суда могли бесперебойно доставлять грузы по северным морям, Россия построила единственный в мире атомный ледокольный флот. В 90-х годах Северный морской путь переживал не лучшие времена: недофинансирование, падение грузопотока, был риск ледокольной паузы. Однако сегодня всё изменилось: сейчас в состав атомного флота входят четыре ветерана — «Ямал», «50 лет Победы», «Таймыр» и «Вайгач», а также новейшие суда — «Арктика», «Сибирь», «Урал» и «Якутия». Это самая большая группировка ледоколов в акватории Севморпути. А тем временем на Балтийском заводе строят ещё два — «Чукотку» и «Ленинград», а также многофункциональное судно атомно-технологического обслуживания «Владимир Воробьёв».

Кстати, есть исследования учёных, которые показывают, что эффективное использование транспортно-логистического потенциала в Арктике может стать второй статьёй доходов после добычи природных ресурсов. Это крайне важно, поэтому необходимо сделать всё, чтобы не упустить шанс и максимально использовать наши конкурентные преимущества.

Конкуренция за мировую Арктику растёт, мы это чувствуем на себе и с точки зрения внимания даже тех стран, которые от Арктики расположены сильно далеко.

«Конкуренция за мировую Арктику растёт, мы это чувствуем на себе и с точки зрения внимания даже тех стран, которые от Арктики расположены сильно далеко, но милитаризация Арктики и конкуренция за эти ресурсы растёт. Но Россия — бесспорный лидер: 46 % валового продукта, который производится в мировой Арктике, производится на нашей территории», — рассказал президенту Андрей Чибис.

По словам губернатора, благодаря решениям, принятым президентом, уже достигнуты серьёзная положительная динамика количества инвестпроектов на 35 трлн рублей и рекорд по Севморпути. Это обеспечит рост грузопотока до 2035 года, однако после существует серьёзный риск его снижения, потому уже сейчас важно осваивать новые ресурсы и выстраивать устойчивую систему управления, чтобы укрепить российское преимущество на высоких широтах.

Цена газа

На встрече президент России затронул и тему газификации Мурманской области.

Напомним, ранее Путин поручил Правительству РФ строго соблюдать план газификации Мурманской области до 2030 года. Около месяца назад была подписана первая пятилетняя программа развития газоснабжения и газификации региона — на 2026–2030 годы.

Тема газификации для нас принципиально важная, потому что это меняет уклад экономики Мурманской области.

«Есть один очень важный вопрос. Что касается котельных, населения, понятно, что цена будет установлена Федеральной антимонопольной службой в рамках тарифных решений. Но очень важный аспект — цена для промышленных потребителей, потому что, помимо задачи обеспечения ухода от мазута и более дешёвого тепла для людей, принципиально важно перерабатывать то, что добывается на территории. Потому что сейчас идёт добыча, например, апатитовая, апатитовый концентрат производится, увозится очень далеко, возвращаются удобрения, через порты идут на экспорт. А если будет переработка здесь, на нашей территории, то появятся добавленная стоимость, снижение издержек и, конечно, налоговые отчисления. Тема газификации для нас принципиально важная, потому что это меняет уклад экономики Мурманской области», — сказал Андрей Чибис.

Губернатор попросил, чтобы стоимость газа для промышленных потребителей после газификации региона была средней по СЗФО. Это создаст конкурентные условия для открытия новых предприятий в Мурманской области.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)
Подписывайтесь на АиФ в  max MAX

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах