Среди тем, которые затронул глава региона, в приоритете были ситуация в здравоохранении области, проблемы ЖКХ, строительной отрасли и развитие туризма.
Почему пациентов везём не туда?
Утверждён антикризисный план по здравоохранению, насчитывающий более 100 шагов, – из областного бюджета дополнительно выделено 430 млн рублей на реализацию первоочередных мер.
■ Попросили дополнительные деньги у Федерации, чтобы закупить новые машины скорой помощи. Это катастрофа, у нас абсолютно неправильно выстроена логистика: мы везём пациентов не так быстро и не туда. В том числе и поэтому смертность от сердечно-сосудистых заболеваний в регионе в два раза выше, чем по России.
■ Тема с зарплатами оказалась скандальной. Доклады и отчёты демонстрировали, что у нас всё хорошо, но точечная проверка показала: есть врачи, которые получают чуть больше 20 тыс. рублей, на такие деньги вряд ли кто приедет к нам. Более того, есть врачи, которые получают порядка 100 тыс. рублей, но их гарантированная зарплата – оклад – настолько мала, что доход зависит от того, как на тебя посмотрит руководитель. Это не прибавляет стабильности. Проблема с зарплатами очень серьёзная, мы предметно занимаемся теми учреждениями, где она низкая, пытаемся защитить врачей, чтобы у них была адекватная мотивация продолжать работать.
Запущена программа закупки нового медицинского оборудования, в том числе 35 автомобилей скорой медицинской помощи и реанимобилей.
■ В Терском районе разговаривал с молодыми врачами, они мне прямо сказали: «Мы бы остались, но посмотрите, на каком оборудовании работаем. Что с нами будет через два года?»
Медикам Мурманской области предоставлено право приватизировать служебные квартиры.
■ Мы приняли решение, чтобы врачи могли приватизировать жильё, с осени пересмотрим программу «Арктический доктор» и будем давать деньги в виде подъёмных, а не отступных.
Как снизить стоимость авиабилетов?
■ Аэропорт Хибины и мурманский аэропорт, безусловно, требуют модернизации. Мы договорились о строительстве новых терминалов. Кроме того, в этом году начнутся работы по модернизации взлётно-посадочных полос (ВПП). Пока имеющихся ресурсов недостаточно, но к нам прилетал вице-премьер РФ Максим Акимов, и мы работаем над тем, чтобы ВПП укрепить и удлинить, тогда класс принимаемых судов станет выше, а пассажиропоток вырастет, за счёт этого, благодаря конкуренции, удастся снизить стоимость билета. Сегодня на рейсы отдельных авиакомпаний билеты выросли неадекватно. Этим уже занимается Минтранс России.
На самом высоком уровне поддержано решение о строительстве дороги к Териберке. Первые 60 млн рублей поступят из федерального бюджета в ближайшее время.
■ Мы, наконец, займёмся строительством 40 км дороги на Териберку. Проект рассчитан на пять лет – меня это не устраивает. С Росавтодором мы обсуждаем, как технологически ускорить процесс. Первые деньги придут в этом году. Зимой будем решать проблему перемётов правильной диспетчеризацией: используем опыт ледокольного флота – грейдер будет идти, а за ним поедут машины.
■ На треть будет увеличено финансирование в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Для этого мы должны к 1 сентября закончить ремонты, поэтому сегодня в ручном режиме контролируем всех подрядчиков.
Зачем объединять вузы?
■ С образованием всё тоже непросто. Зарплаты учителей вызывают массу вопросов, есть в целом отставание и диспропорции. В точечных случаях решаем оперативно.
■ Я остановил присоединение МГТУ к МАГУ. Мы сейчас думаем, как сделать наше образование качественным и сильным.
■ Дополнительно получили более 50 млн рублей на переоборудование колледжей, создание мастерских, чтобы настроить обучение на спрос работодателей.
Где найти застройщиков?
■ Строительная отрасль практически отсутствует в регионе. Мы намерены активно развивать жилищное строительство. Для этого будут сформированы земельные участки, нам нужен комплексный проект. Создадим областной фонд поддержки жилищного строительства. Сколько стоят сегодня квартиры в Мурманске – это цена неадекватная, не говоря о том, сколько стоит снять квартиру. Я могу понять тех людей, которые принимают решение о переезде. Я просил две крупнейшие в стране компании: приезжайте и стройте. Пока они анализируют риски.
Когда заменят лифты?
■ В Мурманской области несколько десятков лифтов, которые старше 25 лет, но срок их эксплуатации по результатам проверки продлён. В рамках капитального ремонта мы формируем программу ускоренной замены лифтов. И это, безусловно, одна из ключевых задач. У нас есть лифты, которые не работают несколько месяцев, – мы их сейчас заменим, уже включили их в программу.
■ Тема капитального ремонта не только лифтов, а кровель, фасадов, инженерной инфраструктуры – злободневная часть повестки. Никакого вдохновения не будет, если мы заезжаем в город, который выглядит как после бомбёжки. В этом году отремонтируем более 20 фасадов. Мы перестраиваем систему работы Фонда капремонта. Меня совершенно не устраивает, что по 20 домам по каким-то причинам в муниципалитетах до сих пор не объявлены торги, но 75 домов уже сделали.
Был отменён плюсовой перерасчёт за тепло, потреблённое в прошлом году, и запущен аудит теплопотерь в домах.
■ В Кировске и Мурманске есть проблема с корректировками по теплу. Нам объясняли: зима холодная и длинная, на месяц позже отключили тепло. Но почему тогда у одних – в минус, а у других – в плюс? Мы отменили корректировки в этом году, чтобы провести предметный аудит. А это около 150 домов. С прошлыми годами мы тоже разбираемся.
■ Федерация помогает с оплатой компенсаций за мазут, выделив 3 млрд рублей (требуется почти 10 млрд рублей. – Прим. ред.). Соглашение с Минфином РФ уже подписано. Дорога ложка к обеду, нам прямо сейчас нужно закупать мазут. В ближайшие дни эти денежные средства поступят в Мурманскую область. Тема энергобезопасности региона очень важна, мы разработаем план действий по минимизации мазутозависимости. В Кандалакшском районе перешли на биотопливо, в Печенге построили угольную котельную, а соседние Никель и Заполярный топят мазутом – это гигантские деньги. Надо сказать, это проблема не только Мурманской области, но и федерального правительства.
Как спасти деревеньки?
■ У многих муниципалитетов есть точки роста в сфере туризма, не дикого, а цивилизованного, который позволяет местным жителям зарабатывать. Например, старая Умба – уникальное место с душевными людьми. Во многих маленьких населённых пунктах имеется своя изюминка. В России есть деревеньки-миллиардеры. У нас тоже есть такой потенциал, я много где побывал, но такой природы нигде не видел! Но важно, чтобы поток туристов не смёл всю природу, для этого нужно готовить инфраструктуру.
Сказано
■ Я не ожидал такой глубины катастрофы в здравоохранении области. Один врач мне сказал: «Я думал, в 90-е было плохо, нет, оказалось, ещё хуже может быть». Мы должны эту проблему решить.
■ У нас очень дорогое тепло – дико дорогой мазут. В квитанциях должно быть всё прозрачно и понятно.
■ Нам нужен турист, который краба поймает, в гостевом домике заночует, сувенир купит, в ресторане пообедает и на экскурсию съездит. Турист должен оставлять не мусор, а деньги!
■ Мне больно смотреть на плакаты с рекламой квартир в Санкт-Петербурге. Нужно сделать так, чтобы жильё стало доступным здесь.
■ То, что я делаю сейчас, – разминка. Я парень энергичный и привык много работать. Но если нет сильной мотивированной команды, то многое не сделать. Я отношусь с доверием к своей команде, но с доверием как? Его можно заслужить, а можно и потерять. Мне кажется, принципиально важно не быть равнодушным!