Сегодня всё больше школьников становятся волонтёрами. Ребята участвуют в социальных акциях, помогают пенсионерам, людям с ограниченными возможностями здоровья, проводят уборку городских пространств.
Почему ребята выбирают для себя такой путь? Об этом и не только «АиФ–Мурманск» рассказала руководитель волонтёрского отряда «Мята» в Североморске Влада Алексеева.
Агитация по воле сердца
Алёна Гаврилова, «АиФ–Мурманск»: — Влада, на страничке вашего волонтёрского отряда в Сети указано, что сфера интересов организации невероятно широка: поисковые работы, семейные отношения, помощь инвалидам, добровольчество, спорт. Как у вас получилось объединить ребят в таких разных направлениях?
Влада Алексеева: — Я считаю, каждый педагог должен стремиться к профессиональному росту. Это позволяет делать не только дополнительное образование, например курсы повышения квалификации или высшая школа, но и волонтёрство, которое даёт стимул к развитию. Для педагога это прокачка личных качеств и навыков общественной деятельности. В частности, это необходимо для эффективного ведения уроков, да и в целом позволяет создавать благоприятный педагогический фон.
Ребята узнают о столь разнообразной деятельности волонтёра от сверстников. Дети приводят к нам друзей, а те рассказывают о нас другим ребятам. И так по цепочке. Можно сказать, юные добровольцы занимаются агитацией по воле сердца. Дети искренне делятся своим опытом для того, чтобы их друзья тоже испытали положительные эмоции, и это здорово! Поэтому проблем с объединением у нас не было! Сегодня в моём волонтёрском отряде состоит 65 человек.
«Главный вопрос, который волнует подростков, — поступление в вуз и то, как они смогут себя реализовать в этой непростой геополитической ситуации».
— Ваши подопечные недавно участвовали в ток-шоу «Что волнует молодёжь?». Вам удалось найти ответ на этот вопрос?
— Главный вопрос, который волнует подростков, — поступление в вуз и то, как они смогут себя реализовать в этой непростой геополитической ситуации. В поисках ответа на него мы встречались с разными влиятельными и известными в регионе людьми, которые рассказывали ребятам, чего они сами смогли добиться и как изменилась их жизнь. Понимаете, опыт состоявшегося человека снимает у детей стресс от неизвестности. Ребёнок осознаёт: если у тебя есть план действий, то не нужно паниковать, всегда можно найти себя в жизни и добиться хороших результатов в профессии, а волонтёрский опыт поможет на этом пути.
В силу возраста не все могут уловить общую картину своих достижений в волонтёрстве — из-за подвижности ума и юношеского максимализма. Некоторые занимаются столь важным делом, не осознавая, что это работа на перспективу, особенно в развитии собственного профессионального интереса. Добровольчество поможет лучше ориентироваться в мире трудовой деятельности, получить социальные и коммуникативные навыки. Постепенно, спустя несколько серий наших ток-шоу, дети начали понимать это.
Следим за часами
— Правда, что волонтёрство помогает при поступлении в вуз?
— Это животрепещущая тема. Скажу так: помогает, но… Вот это «но» я считаю нужным осветить. Дело в том, что многие волонтёрские организации не разъясняют ребятам важные нюансы. Когда подросток начинает заниматься добровольчеством, я стараюсь сразу объяснить ему, что его ждёт: нужно настраиваться на физический труд, иметь терпение и порой необходимо проявить характер, стойкость. То же самое с получением так называемых волонтёрских часов…
«Многие ребята гонятся за волонтёрскими часами, участвуют в мероприятиях, не понимая, что не все организации смогут проставить правильные часы».
— Поясните для наших читателей, что это такое?
— Волонтёрский час – это оценка волонтёра той организацией, которая проводила мероприятие. Для поступления необходимо, чтобы такие часы проставляли именно верифицированные организации. Для этого компания должна пройти набор официальных процедур, чтобы зарекомендовать своё имя, показать, что она закрепилась в волонтёрской деятельности и может делиться таким опытом.
У каждого волонтёра есть собственная волонтёрская книжка, куда заносится информация об участии в различных акциях. Этот документ позволяет фиксировать время работы и отслеживать, насколько и в какой роли он был задействован на протяжении всей добровольческой деятельности.
Многие ребята гонятся за волонтёрскими часами, участвуют в мероприятиях, не понимая, что не все организации смогут проставить правильные часы. Допустим, дети пришли в проект, который в своё время не прошёл аккредитацию, поэтому при поступлении в вуз волонтёрские часы абитуриенту не засчитали. Как руководитель, я стараюсь этот момент отслеживать и для сотрудничества выбираю аккредитованные организации.
Сами вузы тоже имеют индивидуальную шкалу достижений, за которую они добавляют баллы к ЕГЭ. Так, ребята могут получить дополнительные бонусы за спортивную деятельность, сдачу норм ГТО, учебные олимпиады. Волонтёрство тоже учитывается, но засчитывает часы не каждый вуз. Нужно непременно учитывать этот момент. Подросток должен чётко понимать: поможет ли ему волонтёрство при поступлении в желаемый университет? Нужно ли вовлекаться в добровольчество или же целесообразнее потратить свободное время на дополнительную учебную деятельность — подготовку к экзаменам и олимпиадам?
«Крупные медицинские вузы обязательно дают баллы за волонтёрство — в среднем от 5 до 10. Они могут стать решающими в конкурсе при поступлении на бюджетное место».
К счастью, сегодня в России как никогда востребованы врачи. Химико-биологические классы без преувеличения переполнены. Крупные медицинские вузы обязательно дают баллы за волонтёрство — в среднем от 5 до 10. Это очень много, они могут стать решающими в конкурсе при поступлении на бюджетное место.
Если не мы, то кто?
— Влада, а вы обсуждаете со своими подопечными тему политики на фоне ситуации в стране?
— Специально мы вопросы политики не освещаем, но, бывает, звучат и такие темы. Провокационные вопросы, как правило, ребята не задают. Наша волонтёрская деятельность проходит с чётким пониманием, что мы патриоты своей страны, мы должны ценить нашу Родину, поддерживать в решениях наше государство и его главу. Гости наших ток-шоу стараются воспитать в ребятах чувство гражданственности. Они показывают на собственном опыте, что устоять в нашем мире и в этой ситуации неоднозначности можно и нужно, главное — верить, трудиться на благо Родины, помогать окружающим и работать над собой, тогда всё получится. В этом заключена формула успеха.
Ребята и сами с удовольствием участвуют в различных патриотических акциях. Одна из последних была посвящена морским праздникам — Дню ВМФ и Дню Северного флота. Поднимая флаги, видя настроение окружающих, причастных к памятным датам, дети и сами сплачиваются, испытывают гордость за страну, видят ценность того, что они делают.
— Недавно волонтёры убирали территорию у мурманского «Алёши». Ваши подопечные осознавали значимость этого проекта?
— Ребята должны были прийти к пониманию: что бы ни случилось, военно-исторические объекты в регионе нужно поддерживать в хорошем состоянии, в чистоте. Если не мы, то кто этим будет заниматься? Дети хорошо понимали всю ответственность, которая ложится на их плечи.
Ребята очищали территорию у памятника «Алёши» от мусора. Это дело им хорошо знакомо, так как один из профилей нашей деятельности — экология. Мы проводили «Чистые игры», направленные на то, чтобы обучить детей, как сортировать мусор, привить понимание, что есть отходы, которые требуют переработки.
Мы замечательно провели время, нашли новых коллег. Когда нас приглашают в такие большие проекты, дети всегда соглашаются ехать: ведь это новые знакомства, общение, интересная компания. Это, скажем так, второстепенная цель каждого волонтёрского проекта. Поиск вдохновителей и единомышленников очень важен.
Кроме того, наши ребята помогают и детям войны. Когда мы только начинали военно-патриотическую деятельность, дети пугались, они не понимали, как себя вести с пожилыми людьми. Поначалу некоторые ребята просто наблюдали, затем, пообщавшись с живыми свидетелями истории, вовлекались: барьеры постепенно спадали. Так дети начинают понимать важность сохранения памяти о заслугах былых времён на протяжении всей нашей жизни.
«Помогая, дети многому учатся. Они начинают понимать окружающих, включаться в чужую жизнь, быть её частью».
— А как вы считаете, тренд добровольчества — это своеобразное возрождение советской традиции пионерии, комсомольских организаций?
— Вы знаете, если говорить про наши дни, особенно результаты труда волонтёров стали заметны во время пандемии коронавируса. Эта деятельность была нужна, во-первых, чтобы сплотиться и победить болезнь и, во-вторых, чтобы воспитать гражданственность в подрастающем поколении. Помогая, дети многому учатся. Они начинают понимать окружающих, включаться в чужую жизнь, быть её частью.
Социальный психолог Герт Хофстеде делил культуры на индивидуалистские и коллективистские. Россия на протяжении всей своей истории была страной коллективизма. В русской культуре концепт соборности и объединения присутствовал всегда. Я считаю, что обязательный характер волонтёрской деятельности в школе — продолжение этой очень хорошей традиции. Она помогает сплотиться, а это сегодня особенно важно.