Примерное время чтения: 8 минут
1411

Внешний вид. Какой задумали столицу Заполярья советские архитекторы?

АиФ на Мурмане №34 22/08/2018

Один из них предполагал создание набережной на улице Шмидта. Материалы об этом недавно в очередной раз выложили в Интернет. Заместитель начальника отдела научного использования и публикации архивных документов Государственного архива Мурманской области, журналист, поэт, краевед, член Союза писателей России Дмитрий Ермолаев рассказал «АиФ», почему многие задумки талантливых архитекторов так и остались на бумаге.

 «Окно в Европу»

Алёна Гаврилова, «АиФ на Мурмане»: - Дмитрий Анатольевич, современный Мурманск сильно отличается от первоначальных планов?

Фото: Из личного архива

Дмитрий Ермолаев: - Создание Мурманска было обусловлено ситуацией, которая сложилась в годы Первой мировой войны, когда все основные пути снабжения были перекрыты: со стороны Балтики - немцами, по Чёрному морю - турками. Тихий океан и Дальний Восток располагались достаточно далеко, оставался Север. Архангельск семь месяцев в году был закрыт из-за зимы, а в наших местах такой проблемы нет - именно здесь расположены незамерзающие гавани. По этой же причине и построили железную дорогу, конечным пунктом которой стал Мурманск.

Изначально город задумывали как северное «окно в Европу». По тем меркам это был без преувеличения прорывной проект для Заполярья. В Коле и Александровске количество жителей не превышало 1000 человек. Между тем Мурманск изначально задумывался как город с населением 30-50 тысяч жителей - это в десятки раз больше. Заполярную столицу задумывали строить как современный город со всеми благами цивилизации, и, естественно, планировка Мурманска должна была полностью соответствовать этому пониманию.

Первый даже не план, а набросок города был сделан инженером Борисом Сабаниным. Центр Мурманска был описан весьма подробно, улицы названы именами членов царской семьи. Но эти идеи так и не были облечены в официальную форму. Настоящий полноценный план города разработали к началу 1918 года известные градостроители - Павел Алёшин и классик мирового уровня, профессор Григорий Дубелир. Последний отвечал за транспортную составляющую. Документ разделял город на пять районов, имевших разное предназначение: административный, жилой, торговый и так далее. К сожалению, идеям так и не суждено было сбыться. Началась Гражданская война.

Досье
Дмитрий Ермолаев. Родился в 1969 году в городе Донском Тульской области. Окончил Мурманский государственный педагогический институт. Окончил историко-филологический факультет Мурманского государственного педагогического института. Работал журналистом мурманского радио (известность принесла серия передач «Север мой»). Автор сборника стихов «Август», книг «Звенья», «Мурманское кино», ряда публикаций в региональных и центральных СМИ.

Соломоново решение

- Как развивался город после Первой мировой войны? Вероятно, процесс восстановления не занял много времени, ведь с основания города прошли считаные годы…

- К началу 1920-х годов город развивался как временное поселение и представлял из себя скопище деревянных строений, лишь несколько десятков из них были «капитальными» домами. Они были построены в так называемом русском северном стиле. Остальное - бараки, времянки, самострой - так называемые «нахаловки».

После всех военных потрясений к плану Алёшина-Дубелира предлагали вернуться не раз. Но денег по-прежнему не хватало катастрофически. Одним из самых тяжёлых для города стал 1922 год, когда население Мурманска сократилось до абсолютного минимума. Шли даже разговоры о том, чтобы закрыть город для постоянного поселения и превратить его в вахтовый пункт. К счастью, в конечном итоге было принято решение о его сохранении. В конце 20-х годов стало ясно, что Мурманск будет развиваться ещё и как база рыбной промышленности. К вопросу планирования пришлось вернуться, однако стало ясно, что прежний план не соответствует новым условиям.

Население Мурманска в конце 20-х годов увеличивалось очень быстро. Он перерастал масштабы, заданные царской Россией. Вместе с тем стало очевидно: чтобы привести скопище деревянных хаотичных построек к общему знаменателю, требуется немало затрат. В связи с этим было принято поистине соломоново решение - построить рядом со старым городом новый. На проект социалистического города «Новый Мурманск» объявили конкурс. Первое место занял совместный проект архитекторов-ленинградцев Евгения Левинсона, Александра Соколова и Виктора Твелькмейера. Он был представлен под девизом «Мурманск - город рыбный».

Линия Варничного ручья, согласно задумке, разделяла старый и новый города. Чего только в этом новом Мурманске не было! Дом культуры, стадион, Дворец физкультуры, административное здание «Севгосрыбтреста», гостиница, рынок, школа, театр, больничный городок и такие изыски времени как фабрика-кухня (прототип современных комбинатов общепита) и дома-коммуны.

- Это что-то вроде современных жилых комплексов?

- Не совсем. Рассчитанные на 1000 человек каждый, они были задуманы, чтобы полностью обобществить хозяйство с высокой целью - освободить людей для упорного социалистического труда. Питание, досуг (спортзалы, библиотеки), уход за детьми - все вопросы повседневной жизни можно было бы решить, не выходя из дома. Но в очередной раз всё упёрлось в нехватку средств. На месте, где планировался «новый Мурманск», стали строить деревянные жилые дома для рабочих «Севгосрыбтреста». Сегодня этот микрорайон мы называем Жилстроем.

Процесс планирования в 1930-е годы перешёл в стадию конкретной реализации. В 1931 году его решили передать в ведение недавно созданного института проектировки городов (Гипрогора). Именно он разрабатывал план так называемого «Большого Мурманска». И вновь идеи были грандиозными. Сроки планировки постоянно сдвигались, в 1932 году появился первый набросок: в нем Мурманск должен состоять из четырёх «гнёзд», включающих в себя поселение в Коле, на Горелой Горе и в «старом» городе, отдельно создатели плана выделили порт.

Путь в три десятилетия

- Когда у Мурманска появилась настоящая центральная площадь?

- План застройки центральной части Мурманска был утверждён в 1934 году. Проект генплана, принятый на региональном уровне, не получил одобрения научно-технического совета при народном комиссариате коммунального хозяйства. Вопрос о расширении города от Росты до Колы повис в воздухе. В 1935 году было заявлено: дальнейшие промедления в планировке будут тормозить его развитие. С Гипрогором заключили новый договор, в 1937 году уже новый план (созданный при участии главного архитектора Москвы, автора плана реконструкции столицы Сергея Чернышёва) утвердили в Ленинграде.

Строительство домов планировалось на террасах, а высота жилых домов и общественных зданий не должна была превышать 4-5 этажей. На сопках предполагалось строить малоэтажные жилые дома и коттеджи по типу норвежских построек. В числе архитектурных изысков значились центральная площадь, опорная стенка набережной на улице Шмидта и театр на улице Полярные зори. К 1940 году план города доработали полностью. Через год наступила Великая Отечественная война. Мурманску стало уже не до строительства и развития. Очередной план застройки явили свету только в 1947 году. Таким образом, путь города к правильной планировке и застройке занял более 30 лет.

- Почему к идеям прошлого, в частности набережной, возвращались не раз?

- Есть атрибуты, без которых сложно представить себе нормальный, благоустроенный город. А если речь идёт о порте, вопрос с набережной возникает по умолчанию. Так и в Мурманске: он появился буквально с первых дней существования, архитектор Павел Алёшин в своё время предлагал строительство набережной. К сожалению, уже тогда вся нижняя терраса города была занята портовыми сооружениями, мест для выхода к воде практически не оставалось. Алёшин призывал к поиску решения, несмотря на все сложности.

Идея с набережной - одна из сквозных в истории застройки Мурманска. Многие архитекторы пытались её реализовать. Набережная на улице Шмидта планировалась в 1937 году, ещё до войны. Это была, если можно так выразиться, «подделка» под набережную. Улица Шмидта ведь находится вдалеке от воды, но даже оттуда жители города хотели любоваться Кольским заливом.

По генплану 1947 года город получал выход к воде в районе нынешнего морского вокзала. Освобождение территории для гражданских нужд в ту пору уже считалось грандиозным достижением. Время от времени идеи прошлого вспоминали. В 1990-е годы, когда только-только заложили Кольский мост, появилась идея благоустроить прилегающие территории и создать там что-то вроде набережной. Такой вариант тоже прорабатывался, но и ему не суждено было сбыться.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно