Примерное время чтения: 8 минут
256

Пионеры XXI века: в Заполярье появилось новое движение для детей

АиФ на Мурмане №4 25/01/2023
М. Чернышева: «Движение первых — пионеры современной России».
М. Чернышева: «Движение первых — пионеры современной России». РДДМ «Движение Первых»

23 января в Мурманске прошло официальное открытие первичного отделения Российского движения детей и молодёжи (РДДМ) «Движение первых». О новом детском объединении, а также о том, что такое народная дипломатия, корреспонденту «АиФ—Мурманск» рассказала председатель совета регионального отделения РДДМ Мария Чернышева.

Опыт прошлого

Алёна Гаврилова, «АиФ—Мурманск»: — Ваше движение называют «пионерией современной России». Почему используется именно такое сравнение? Всё же организация получила другое наименование, хотя такой вариант названия, я знаю, тоже предлагали.

Мария Чернышева: — Основу «Движения первых» составляет идея объединения — это и есть главное сходство с пионерской организацией. Для чего ребятам нужно объединяться? Для создания единого гражданского общества на благо нашей страны.

Досье
Мария Чернышева. Родилась в 1990 году в Кемеровской области. Обучалась по направлениям педагогического образования и государственного и муниципального управления. В сфере воспитания и молодёжной политики работает на протяжении 10 лет.

Современным детям достаточно сложно объяснить, чем занимались их сверстники много лет назад, о пионерии им известно лишь в теории. В нашем движении есть участники-обучающиеся и участники-наставники. Среди вторых немало тех, кто жил в советское время и сам состоял в детских организациях. Руководствуясь опытом прошлого, они будут направлять юных северян и помогать им развиваться. Всего в нашем движении заявлено 12 направлений: «Учись и познавай!», «Дерзай и открывай!», «Найди призвание!», «Создавай и вдохновляй!», «Благо твори!», «Служи Отечеству!», «Достигай и побеждай!», «Будь здоров!», «Расскажи о главном!», «Умей дружить!», «Береги планету!» и «Открывай страну!».

«У нас есть базовые ценности, закреплённые в уставе движения. Примечательно, что дети их определили сами».

У нас есть базовые ценности, закреплённые в уставе движения. Примечательно, что дети их определили сами. Мы стараемся транслировать это различными способами, как визуально, так и в прикладном смысле. К примеру, если мы готовим какой-то проект, то стараемся, чтобы ценности были отображены в названии. Я говорю о таких понятиях, как Родина, любовь, семья и так далее. Мальчишки, которые заняты преимущественно в патриотической работе, естественно, за товарищество и отвагу. Девочки за креативность, развитие, неравнодушие и веру. Есть ценности, где мальчишки и девчонки вовлечены одинаково: труд, профессиональная реализация.

Известно, что дети из местных отделений войдут в региональные и даже федеральные советы. Это поможет ребятам участвовать в решении важных вопросов?

— Безусловно. Наше движение принадлежит детям — это основная миссия организации и всех, кто так или иначе будет в ней задействован. Перед нами стоит важная задача: получать идеи от самих детей, узнавать у них, что им важно, интересно, иными словами, что их волнует. Первые активисты это прочувствовали, взяв ответственность за принятие решений в свои руки. Система движения выстроена соответственно, начиная с создания первичных организаций на базе учреждений, где ребята проводят много времени (например, в школах, клубах, молодёжных пространствах), именно там сегодня наши организаторы находят интересных и инициативных ребят. Далее будут выбраны кандидатуры для участия в местных отделениях, из местных — для региональных отделений. Выборным путём активисты могут дойти и до федеральных центров, детского совета федерального значения. Там ребята смогут рассказать о своих проблемах, о вопросах, которые, по их мнению, требуют внимания и решения. В этом ключе задача местных отделений состоит в том, чтобы упорядочить всю эту деятельность, грамотно выстроить её в нашем регионе. Конечная цель такой работы — чтобы дети имели возможность самостоятельной реализации.

Дипломатия из народа

В некоторых школах устраивают дни ученического самоуправления, когда ребята могут сами вести уроки и руководить учебным процессом. Новая детская организация будет действовать по схожему принципу?

— Это такая, знаете, расширенная история, не просто про самоуправление и развитие лидерских качеств. Эта ещё и про расширение социальной роли ребёнка: по сути, он может взять на себя ответственность, реализовать идею, возможно, даже совершить ошибки и вместе с тем, самое главное, получить ценный опыт. Что примечательно, это работа в разных направлениях, даже таких сложных, как, например, дипломатия и международные отношения.

«Ребята понимают, насколько важно чтить культуру и традиции своей страны. Они уверены: о наших основных ценностях должны знать за рубежом».

Кстати, о дипломатии. В списке направлений деятельности значится и народная дипломатия. Что вы под этим понимаете?

— Дети очень интересно дискутируют на предмет того, как наше общество будет выглядеть не только внутри страны, но и на международном уровне. Сегодня ребята понимают, насколько важно чтить культуру и традиции своей страны. Они уверены: о наших основных ценностях должны знать за рубежом, их непременно нужно транслировать и жителям других государств, это прославит страну и покажет единство нашего народа.

Надо сказать, необходимость в отстаивании своей идентичности возникла не сегодня. Первые звоночки пошли с начала эры коронавируса, первой волны пандемии и самоизоляции. По сути, мы замкнулись не только на международном уровне, каждая семья превратилась в самозамкнутую структуру. Каждый россиянин прочувствовал это на себе. Именно тогда, на мой взгляд, народная дипломатия получила хороший импульс к развитию.

С тех пор прошло уже без малого три года, конечно, фокус внимания сильно сместился, и тем не менее именно с того момента многие дети стали крайне чутко относиться к информационному пространству. Ребята самостоятельно изучают разные каналы коммуникации. Что интересно, это происходит не с точки зрения намеренного поиска токсичных новостей (ведь все мы знаем, что негатив в СМИ привлекает больше внимания), детей действительно волнует, как сложится их дальнейшая жизнь. Ребята сами готовы быть творцами своей судьбы.

«Мы будем играть в советские дворовые игры, например в пионербол, лапту, хоккей в валенках».

Я так понимаю, с детьми будут вести большую работу по патриотическому воспитанию?

— Ни одной нашей встречи не прошло без упоминания темы патриотизма. Если говорить именно о воспитании, здесь важна не только работа непосредственно с детьми, важно, чтобы педагоги, которые занимаются этим направлением на местах (в школах), тоже были задействованы. Мы заинтересованы в работе над возрождением традиций. Причём это касается не далёкого прошлого, а того, которое ещё застали наши родители, бабушки и дедушки. Мы будем играть в советские дворовые игры, например в пионербол, лапту, хоккей в валенках, о которых многие современные ребята даже не слышали. Они не требуют большого материально-технического обеспечения, в то же время очень добрые, интересные и объединяющие. На первый взгляд, в этом нет ничего особенного, ведь всё завязано на детском интересе, но в то же время это способствует развитию физической формы. К тому же такие игры хорошо знакомы людям старшего возраста — так создаётся прочная связь времён. Это одна из основ возрождения патриотизма.

Сила в осведомлённости?

Насколько важно сегодня сохранять историческую память?

— Безусловно, сохранение исторической памяти — одна из важнейших задач воспитания нового поколения. Мы все видим, как стараются изменить нашу подноготную, дорисовать или же, напротив, нивелировать важные факты нашей истории. Необходимо привлекать к такой работе очевидцев былых времён — ветеранов. К сожалению, их становится всё меньше, и если раньше их свидетельства мы могли услышать из первых уст, то теперь всё чаще — в записи. Трансляция и хранение этих доказательств, реальных исторических фактов крайне важны, на это в том числе направлена наша работа. Силён тот, кто владеет информацией, кто знает подлинные факты, — именно такие люди смогут ответить на новые вызовы истории.

Вы ведь ещё и помогаете ребятам сориентироваться в выборе будущей профессии…

— Все наши 12 направлений внеучебной деятельности этому способствуют, ведь ребята смогут попробовать себя в каждом. Чем раньше начать (а наше движение рассчитано на ребят с первого класса), тем проще будет определиться с выбором дальнейшего пути. Это может быть совершенно неосознанно, но впоследствии дети всё рано начинают делать акцент на одном направлении. К примеру, один из фокусов внимания — сфера медиа и коммуникаций. Многие активисты могут похвастаться хорошим портфолио, которое поможет им быть более конкурентоспособными на рынке труда.

«На мой взгляд, воспитание и образование — неделимые процессы».

Как вы относитесь к тому, что современная школа сняла с себя воспитательную функцию и, по сути, её на себя взяли общественные объединения?

— Наше движение находится на этапе становления. И конечно, оно направлено и на воспитание. Сейчас мы очень тесно работаем с советниками директоров школ по воспитательной работе. Эта должность на уровне системы образования была утверждена недавно, и в целом появление таких специалистов на местах уже о многом говорит, то есть необходимость в проведении воспитательного процесса в школе всё же есть. На мой взгляд, воспитание и образование — неделимые процессы. Воспитание в стенах школы можно называть как угодно, преподносить в какой угодно форме, но его суть одна — формирование личности ребёнка.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах