23 декабря в Никеле, небольшом посёлке на границе с Норвегией, закрылось плавильное производство. Остыли печи, перестали дымить заводские трубы, последние тонны никеля в файнштейне вылиты из конвертера.
Народная примета
Более 80 лет назад финско-канадский консорциум «Петсамо Никкели» начал возводить плавильный цех недалеко от советской границы. Достраивали его финны в разгар Второй мировой войны, в 1942 году, и уже не с канадцами, а с немцами. Во время Петсамо-Киркенесской освободительной операции, когда последним пришлось спешно отступать, цех было решено взорвать. В послевоенный год, 19 ноября 1946-го, производство в Никеле было полностью восстановлено, советские металлурги получили первые тонны файнштейна.
За 74 года работы плавцеха было получено более 2,4 млн тонн никеля в файнштейне. В советское время за трудовые заслуги предприятие получило красное знамя. Это дорогого стоит, не каждый цех был удостоен такой награды. Теперь знамя будет передано в историко-краеведческий музей Печенгского округа.
Плавильный цех – не просто огромная промышленная площадка, это символ Никеля. У местных жителей есть примета: если видишь дымящие трубы на въезде в посёлок, значит, всё хорошо.
«Я родился в Никеле, вся моя жизнь связана с посёлком и плавцехом, куда 30 лет назад пришёл работать плавильщиком, – рассказал начальник плавильного цеха Олег Климук. – Трудно было поверить, что старейшее производство закроют. За год, конечно, свыклись, кто хотел – нашёл работу, кто-то ушёл на пенсию. Я пока решил отдохнуть и подумать, как жить дальше».
«Шрам на сердце»
Год назад компания «Норникель» приняла непростое решение: закрыть плавцех на российско-норвежской границе.
Президент «Норникеля» поставил задачу: в течение 5-7 лет компания должна стать «зелёной».
«Вопрос закрытия плавцеха стоял довольно давно, но, понимая последствия для посёлка и жителей, работников, мы сдерживали принятие этого решения. Президент «Норникеля» поставил задачу: в течение 5-7 лет компания должна стать «зелёной». Плавильный цех выбрасывал в атмосферу значительную долю диоксида серы. Техническое и физическое устаревание привело к безальтернативному решению о его закрытии, – рассказал генеральный директор Кольской ГМК Евгений Борзенко. – Я почти 30 лет связан с металлургией. Признаюсь, закрытие плавцеха оставит шрам на сердце. Но я точно знаю, что это всего лишь шаг в развитии, необходимая операция, чтобы развиваться по «зелёному» пути. Мы будем строить современные, высокотехнологичные, автоматизированные, цифровые производства. Поэтому закрытие плавильного цеха я рассматривают как возможность обновления. Кроме того, мы на 50 % снизим выбросы диоксида серы на Кольском полуострове по итогам 2020 года и на 85 % – по итогам 2021 года».
В 2016 году «Норникель» закрыл завод в Норильске, поэтому в компании было понимание, как сделать всё аккуратно и безболезненно для сотрудников. В цеху и вспомогательных организациях трудилось 660 человек. Было проведено целое исследование, в результате которого компания получила портрет «среднестатистического сотрудника» плавильного цеха, которому понадобится новая работа. Это женатый мужчина 39 лет с квартирой в Никеле и кредитом в банке, а также замужняя женщина 47 лет с начальным профессиональным образованием и стажем работы 16 лет.
«На первом этапе главной задачей было максимально учесть желания работников данного производственного участка, предпринять все возможные меры социальной адаптации сотрудников цеха. Сотрудникам, изъявившим желание остаться работать в компании, предложены рабочие места в других подразделениях. Для тех, кто решил попробовать себя в предпринимательстве, созданы хорошие стартовые условия», – прокомментировал губернатор Мурманской области Андрей Чибис.
Около 72 % сотрудников плавцеха решили продолжить работать в подразделениях компании.
«Около 911 млн рублей мы потратили на социальные программы для решения вопросов с персоналом. Часть средств была направлена на денежные компенсации, вторая – на помощь в трудоустройстве работников в других подразделениях. Это программы переобучения, поддержка при переезде, доплата до среднего заработка», – пояснил Евгений Викторович.
Правительство области направит дополнительные средства на благоустройство, развитие городской среды, строительство дорог.
«Норникель» совместно с областным правительством разработал стратегию социально-экономического развития Печенгского округа.
«С 2021 года жители Никеля и всего округа увидят, как преобразится посёлок. Правительство области направит дополнительные средства на благоустройство, развитие городской среды, строительство дорог», – рассказала вице-губернатор Ольга Кузнецова.
Что будет на промплощадке?
Летом при поддержке компании стартовал конкурс долгосрочных бизнес-проектов на территории Печенгского района. Победитель получит возможность открыть на территории плавильного цеха своё дело – а это, между прочим, более 49 тыс. «квадратов», промплощадка обеспечена транспортными и энергетическими артериями и всеми необходимыми коммуникациями.
Победил проект создания металлургического мини-завода по производству мелющих шаров и сортового проката (ООО «Сириус»). «Норникель» планирует поддержать проект победителя в виде консультативной помощи, обязательств по выкупу части продукции, предоставления льготных условий и сниженных тарифов на материально-технические ресурсы и т. д.
Мурманская область – один из потребителей мелющих шаров, при этом здесь отсутствует их производство. Сегодня их завозят из Западной Сибири, а это дорогостоящее логистическое плечо, составляющее 10-13 % от себестоимости шара. Экология при этом не пострадает, потому что производство сертифицировано по европейским нормам. По словам представителей завода, в Никеле имеется достаточная ресурсная база. Сегодня металлический лом вывозится, большая часть экспортируется. Кроме того, в регионе есть программа извлечения затонувших судов, а завод создаст локальные мощности для их утилизации.
Рабочие места в Никеле обеспечит и небольшое предприятие по переработке шлаков в абразивные порошки. Материал используется в судоремонтных цехах и в нефтяной промышленности для очистки поверхностей под дальнейшую покраску. Продукцию будут распределять по Мурманской области и в Санкт-Петербург, где есть судоремонт, а также развивать экспортное направление. Новый завод в Никеле позволит сэкономить на транспортных расходах.