В субботу северяне обратили внимание, что кто-то украсил и подсветил памятник Жертвам интервенции. Подробности выяснил корреспондент «АиФ на Мурмане».
Культурное наследие
Фотограф Надежда Пархоменко, возвращаясь субботним вечером домой через сквер на Ленинградской в Мурманске, заметила на памятнике Жертвам интервенции фиолетовую подсветку. Подойдя ближе, женщина опешила: мемориал был украшен гирляндами, цветами и шариками с сердечками.
«Первая реакция - удивление: как могло прийти в голову устроить свидание на памятнике? Да, про захороненные под ним останки знают не все, но даже понимание, что это монумент, уже должно остановить человека от реализации такой задумки. Удивление сменилось возмущением: так можно дойти и до того, что памятник Анатолию Бредову будут использовать как скамейку для дружеских посиделок», - прокомментировала «АиФ» автор снимка Надежда Пархоменко.
Звонить в полицию фотограф не стала, но и закрыть глаза на такое вольное обращение с историческим местом не смогла, поэтому сделала несколько снимков и выложила их в Интернет.
«Осенью памятник расписали маркером, оставили на стенах отпечатки следов обуви, а тут и до вечеринок дошло. Это объект культурного наследия, чтобы привести его в порядок, необходим сбор документов, специалисты, которые имеют лицензию, и немалые средства. С таким отношением мы ни один памятник не сохраним», - добавила северянка.
Назвать «свидание» вандализмом нельзя, поскольку оно не привело к разрушению памятника. Как сообщила начальник отдела информации и общественных связей УМВД по Мурманской области майор внутренней службы Валерия Филиппова, в органы внутренних дел заявлений от граждан не поступало. Правда, было сообщение о распитии алкогольных напитков в сквере на улице Ленинградской, но сотрудники полиции на месте никого не обнаружили.
Братская могила
Возможно, молодые люди были не знакомы с историей этого места.
«Памятник установлен в 1927 году на братской могиле, в которой в 1920 году были похоронены погибшие участники февральского восстания и политкаторжане Йокангской тюрьмы, умершие после освобождения по пути в Мурманск, всего 136 человек. Первым названием с памятником поделилась одноимённая площадь - Жертвам революции. Потом его поменяли на «Жертвам интервенции», а площадь стала сквером. К этой братской могиле были и более поздние подзахоронения в 20-е годы: погибали милиционеры, советские работники. Полного списка похороненных не существует. Здесь повторилась та же история, что и с братской могилой на Красной площади. Желательно, конечно, содержать памятник в хорошем состоянии и посторонними мероприятиями особо не тревожить: всё-таки это могила», - считает старожил, краевед-любитель, автор группы «Заметки мурманчанина» Валерий Немкин.
«Изначально этот памятник построили для митингов. Когда в парке не было деревьев, такая конструкция смотрелась весьма внушительно. Но самое жуткое в этом необычном памятнике - это реальное захоронение. Забраться детям и посмотреть с высоты на сквер - допустимо, особенно если родители расскажут, что это и почему тут стоит, но любое распитие алкоголя, какие-то шоу, представления - это танцы на костях», - уверен народный краевед, администратор группы «Мурманск: что есть и что будет?» Кирилл Бобров.
История мемориала вызывает споры. Народный краевед Евгений Данилкин считает, нельзя утверждать, что памятник посвящён людям, похороненным под ним. Последний британец покинул Мурманск 18 октября 1919 года. Восстание произошло 21 февраля 1920 года. Тюрьма в Йоканьге фактически начала работать в ноябре 1919 года. На том же кладбище в 1924 году хоронили моряков, пытавшихся в шторм сойти на берег.
«Те, кто организовал праздник, может, и вовсе не знали, что это памятник (он ведь нетипичный), не думаю, что тогда они устроили бы там пир. С другой стороны, на нём есть ступени, а раз есть ступени - можно ходить. В конце концов, памятник был сделан как трибуна. На нём стояли руководители, висели транспаранты, играл оркестр. Я не считаю этот «праздник» каким-то проявлением кощунства или вандализма. В таком случае нужно запретить проводить все народные гулянья в этом сквере», - поделился мнением Евгений Данилкин.
Смотрите также:
- Маленькие трагедии большой войны. Вышел третий фильм о битве за Север →
- Последний звонок. В Кузомени сгорела начальная школа →
- Кредит доверия. Чего северяне ждут от чиновников? →