Близкие погибших рыбаков с траулера «Онега» просили немного — место, куда бы они могли прийти и поплакать. Слёзы и мольбы матерей услышал настоятель храма Спаса на Водах. 11 июня здесь установили памятную табличку с именами не вернувшихся домой рыбаков. Родственники пока безуспешно добиваюмся подъёма судна и просят экипажи передавать им останки погибших для захоронения, если они попадутся в рыболовецкие сети.
«Надгробие, которого нет»
Спас на Водах – морской храм, здесь только икон Николая Чудотворца, покровителя моряков, около 15. У одной из них, старинной и намоленной, нашлось место для бронзовой дощечки с именами рыбаков с затонувшего траулера «Онега». Рядом иконы Спаса Нерукотворного и северного святого Трифона Печенгского.
«Мне жалко близких и погибших, священник всегда сострадает людям. Надо уметь включать своё сердце, иначе оно зарастёт коростой. Думаю, что я не единственный, кто сострадает близким. Знаю, что власть имущие люди тоже очень расположены к ним, но, может быть, у них что-то не получается. Когда я увидел слёзы и глаза матерей, жён, сестёр, детей, я помолился, чтобы сделать такое, чтобы их утешить. В Воронеже мы заказали дощечку из бронзы на том же заводе, где были отлиты наши колокола», – рассказал настоятель храма Спаса на Водах в Мурманске Андрей Амелин.
Так совпало, что открытие памятной таблички прошло в Родительскую субботу – в храме было много людей.
«Ваши мужчины хотели заработать денег, чтобы прокормить свою семью. Они любили своих детей, жён, близких и продолжают любить всех вас, как и вы продолжаете любить их. Мы должны помнить, что душа не в теле, душа с Богом. Мы будем всегда помнить о них, – сказал родственникам отец Андрей. – Я уже видел, как люди подходят к дощечке, читают имена. Она будет здесь и станет надгробием, которого мы не имеем, как и у подводников «Курска», о которых мы тоже постоянно молимся. Многие тела не были обретены, их море приняло. Пусть эта дощечка станет этим надгробием. Сюда всегда можно будет прийти, помолиться и вспомнить».
Отец Андрей совершил литию по погибшим морякам с траулера «Онега».
«Легче, наверное, нам не станет – тяжело и больно, как и прежде. Но табличка нам была просто необходима. Мы попросили помочь отца Андрея, и он сразу откликнулся, не согласовывал ничего, не голосовал, как депутаты. Они сами всё заказали, мы внесли посильную лепту – пожертвование церкви: нам это было важно. Большое спасибо отцу Андрею! Эт единственный человек, который нас услышал, – сказала мама погибшего матроса Владимира Тимербаева Людмила. – Однако мы до сих пор ждём обещанного городскими властями, что будет реконструкция мемориала, а потом и стена плача у мурманского «Алёши». Мы до сих пор на это надеемся».
Останки за бортом?
В этом году родственникам начали присуждать и выплачивать компенсации морального вреда в размере от 1 млн до 2 млн рублей.
Следствие по уголовному делу продолжается, есть определённые подвижки после проведения подводного обследования судна, но подробности родственники раскрывать не имеют права.
«Мы добиваемся подъёма судна. Хотим даже обратиться с этой просьбой к В. Путину во время очередной прямой линии с президентом. Я уверена, если судно поднимут, виновным будет не уйти от ответственности», – поделилась Елена Шевцова.
Родственники благодарят капитана и экипаж траулера «Святой Спиридон», которые смогли достать тело одного рыбака.
«В конце прошлого года, почти в годовщину, было поднято одно тело, его увезли в другой регион, поэтому в Мурманске всё так же некого хоронить, – рассказала Людмила Тимербаева. – По непроверенной информации, в начале этого года были подняты ещё одни останки, но их выбросили за борт. Мы просим экипажи судов, капитанов, судовладельцев всего нашего рыбопромышленного флота: если так получится, что в трал попадут останки, привезите их в Мурманск! Мы всё ещё ждём наших мальчиков!»