«Ждём наших мальчиков». Близкие погибших на «Онеге» обратились к рыбакам

На табличку нанесены имена 17 рыбаков, не вернувшихся домой. © / Александра Михова / АиФ

Близкие погибших рыбаков с траулера «Онега» просили немного — место, куда бы они могли прийти и поплакать. Слёзы и мольбы матерей услышал настоятель храма Спаса на Водах. 11 июня здесь установили памятную табличку с именами не вернувшихся домой рыбаков. Родственники пока безуспешно добиваюмся подъёма судна и просят экипажи передавать им останки погибших для захоронения, если они попадутся в рыболовецкие сети.

   
   

«Надгробие, которого нет»

Спас на Водах – морской храм, здесь только икон Николая Чудотворца, покровителя моряков, около 15. У одной из них, старинной и намоленной, нашлось место для бронзовой дощечки с именами рыбаков с затонувшего траулера «Онега». Рядом иконы Спаса Нерукотворного и северного святого Трифона Печенгского.

Когда я увидел слёзы и глаза матерей, жён, сестёр, детей, я помолился, чтобы сделать такое, чтобы их утешить.

«Мне жалко близких и погибших, священник всегда сострадает людям. Надо уметь включать своё сердце, иначе оно зарастёт коростой. Думаю, что я не единственный, кто сострадает близким. Знаю, что власть имущие люди тоже очень расположены к ним, но, может быть, у них что-то не получается. Когда я увидел слёзы и глаза матерей, жён, сестёр, детей, я помолился, чтобы сделать такое, чтобы их утешить. В Воронеже мы заказали дощечку из бронзы на том же заводе, где были отлиты наши колокола», – рассказал настоятель храма Спаса на Водах в Мурманске Андрей Амелин.

Фото: АиФ/ Александра Михова

Так совпало, что открытие памятной таблички прошло в Родительскую субботу – в храме было много людей.

«Ваши мужчины хотели заработать денег, чтобы прокормить свою семью. Они любили своих детей, жён, близких и продолжают любить всех вас, как и вы продолжаете любить их. Мы должны помнить, что душа не в теле, душа с Богом. Мы будем всегда помнить о них, – сказал родственникам отец Андрей. – Я уже видел, как люди подходят к дощечке, читают имена. Она будет здесь и станет надгробием, которого мы не имеем, как и у подводников «Курска», о которых мы тоже постоянно молимся. Многие тела не были обретены, их море приняло. Пусть эта дощечка станет этим надгробием. Сюда всегда можно будет прийти, помолиться и вспомнить».

Отец Андрей совершил литию по погибшим морякам с траулера «Онега».

   
   

«Легче, наверное, нам не станет – тяжело и больно, как и прежде. Но табличка нам была просто необходима. Мы попросили помочь отца Андрея, и он сразу откликнулся, не согласовывал ничего, не голосовал, как депутаты. Они сами всё заказали, мы внесли посильную лепту – пожертвование церкви: нам это было важно. Большое спасибо отцу Андрею! Эт единственный человек, который нас услышал, – сказала мама погибшего матроса Владимира Тимербаева Людмила. – Однако мы до сих пор ждём обещанного городскими властями, что будет реконструкция мемориала, а потом и стена плача у мурманского «Алёши». Мы до сих пор на это надеемся».

Останки за бортом?

В этом году родственникам начали присуждать и выплачивать компенсации морального вреда в размере от 1 млн до 2 млн рублей.

«Наша семья была первопроходцем в этом вопросе. Мы сразу сказали, что, помимо уголовной ответственности, судовладелец должен ещё что-то понести, – рассказала Елена Шевцова, мама погибшего 26-летнего Юрия. – Это не потому, что мы хотели обогатиться. Я считаю, для судовладельца – рыболовецкого колхоза им. М. И. Калинина – важны деньги, так их и надо было наказать. Мы хотели поговорить с ними на их языке. Здесь вообще не имеют значения суммы. Надеюсь, что виновных накажут».

Следствие по уголовному делу продолжается, есть определённые подвижки после проведения подводного обследования судна, но подробности родственники раскрывать не имеют права.

Я уверена, если судно поднимут, виновным будет не уйти от ответственности.

«Мы добиваемся подъёма судна. Хотим даже обратиться с этой просьбой к В. Путину во время очередной прямой линии с президентом. Я уверена, если судно поднимут, виновным будет не уйти от ответственности», – поделилась Елена Шевцова.

Родственники благодарят капитана и экипаж траулера «Святой Спиридон», которые смогли достать тело одного рыбака.

По непроверенной информации, в начале этого года были подняты ещё одни останки, но их выбросили за борт.

«В конце прошлого года, почти в годовщину, было поднято одно тело, его увезли в другой регион, поэтому в Мурманске всё так же некого хоронить, – рассказала Людмила Тимербаева. – По непроверенной информации, в начале этого года были подняты ещё одни останки, но их выбросили за борт. Мы просим экипажи судов, капитанов, судовладельцев всего нашего рыбопромышленного флота: если так получится, что в трал попадут останки, привезите их в Мурманск! Мы всё ещё ждём наших мальчиков!»

Справка
28 декабря, около 6 утра, в Баренцевом море в районе Новой Земли затонуло судно «Онега». На его борту было 19 человек, спасти удалось двоих. Помимо мурманчан на борту судна были по одному человеку из Архангельска и Курской и Ростовской областей.