Мурманский областной драматический театр порадовал заполярного зрителя очередной премьерой. Московский режиссёр Алексей Ожогин поставил на малой сцене интеллектуальную комедию.
Так кто же он, главный герой постановки: богатый сумасброд, несчастный человек, страшащийся одиночества, или просто чудак? Это лишь малая часть предположений, которые могут возникнуть у зрителей, пришедших на спектакль «Месье Амилькар, или Человек, который платит» (16+).
История маленького человека
Пьеса французского драматурга Ива Жамиака «Месье Амилькар, или Человек, который платит» имеет довольно солидную историю: она написана в конце 40-х годов прошлого века и с тех пор периодически ставилась и продолжает ставиться на театральных подмостках. В нашей стране её видела и советская, и российская публика. Спектакль шёл на сцене Ленкома, в Пензе, Курске, Нижнем Новгороде, Вологде и других городах. Теперь в этом списке есть и Мурманск.
«Месье Амилькар в один прекрасный или не очень прекрасный день решает купить себе... семью. На эти роли он выбирает довольно колоритных людей».
«Как мне кажется, речь в пьесе идёт о тех общечеловеческих важных вещах, про которые мы иногда забываем, хотя они лежат на поверхности. Думаю, спектакль даст возможность вспомнить о них, задуматься и, может быть, что-то переосмыслить», – считает режиссёр-постановщик Алексей Ожогин.
Так в чём же суть сюжета? Ситуация, скажем честно, неординарная. Месье Амилькар в один прекрасный или не очень прекрасный день решает купить себе... семью. На эти роли он выбирает довольно колоритных людей. Его женой становится актриса Элеонора, образ которой примерила на себя Ирина Рыдзелева, дочерью – легкомысленная девушка непонятного рода занятий Виржиния, она же актриса Мария Застражникова, а другом семьи, антикваром Машу – безработный художник Геноле, которого играет заслуженный артист России Владимир Равданович. Эти герои будут актёрами в домашнем театре Амилькара, в которого перевоплотился Александр Покатнёв.
«Я вам скажу так: когда работа делается с большим чувством юмора, с определённой долей лёгкости и удовольствия – это всегда здорово! Без такого, знаете, надрывного труда с потом, кровью и так далее, – поделился впечатлениями актёр Владимир Равданович. – У меня роль второго плана, но тоже довольно объёмная: сначала она, как и у всех нас, практически гротескная, а потом уже переходит в более психологически традиционный театр. Мы как бы меняемся внутри. Это история маленького человека. И мой персонаж такой одинокий, безработный, несчастный художник, который пишет шедевры».
Члены «семьи» не сразу проникаются идеей Амилькара, к тому же он заставляет играть натурально, а у большинства подобных навыков нет. Однако шанс получить солидные гонорары перевешивает, и они ввязываются в авантюру, стараясь понять, кто же есть на самом деле их работодатель. Поначалу они пытаются найти ответы в его фамилии. «Амилькар – офицерская фамилия», – предполагает Машу. «Фамилия сексуального маньяка», – думает Виржиния. «Фамилия импресарио», – заключает Элеонора.
Со временем эта мини-труппа всё больше и больше вживается в отведённые роли возлюбленной, матери, дочери и старинного друга. Они всё больше и больше верят в то, во что играют, и в итоге им уже сложно отличить, где вымысел, а где реальные чувства и эмоции. Самое главное, что каждый член этой псевдосемьи становится счастливым. И чем дальше развивается сюжет, тем сильнее чувство симпатии к этой горстке одиноких людей.
Насыщенный март
Надо сказать, «Месье Амилькар, или Человек, который платит» – не единственная премьера в этом месяце. 22 марта мурманская публика увидела мистическую мелодраму «Отель двух миров» (16+), которую артисты готовили вместе с художественным руководителем драмы Николаем Гадомским на большой сцене.
В основу постановки легла пьеса франко-бельгийского драматурга Эрика-Эмманюэля Шмитта. Его можно назвать одним из культовых французских авторов, чьи произведения пользуются популярностью у читателей. В нашей стране книги Шмитта постоянно переиздаются. Среди творческого наследия автора есть и несколько пьес, одна из которых – «Отель двух миров», написанная в 1999 году. Её не раз ставили во многих театрах мира.
Местом действия драматург выбрал пространство между небом и землёй, ведь герои – люди, находящиеся в коме. По признанию самого автора, его пьеса о том, что каждый человек может позволить себе заглянуть в неизведанное и раскрыть тайну, чтобы больше не бояться и принимать жизнь такой, какая она есть.
«У нас юбилейный год, нам 85! И он будет насыщенным. Кроме мартовских премьер будем очень достойно и ярко отмечать юбилейную дату — 29 марта, а осенью нас ждёт ещё и международный фестиваль «Арктическая сцена», которому мы дали старт в Международный день театра, 27 марта, – поделилась планами директор Мурманского областного драматического театра Светлана Асташенкова.