3 декабря ученики транспортно-логистического класса мурманской гимназии № 8 приняли участие в игровом уроке, который провёл сотрудник Мурманского морского торгового порта.
Как инновации скажутся на подготовке молодых специалистов?
Поколение Z
На старейшем предприятии Мурманска и крупнейшей стивидорной компании в Арктической зоне России вопросы воспитания будущих портовиков воспринимают не просто как часть миссии, но и как личный профессиональный и человеческий долг. Открытие на базе мурманской гимназии №8 профильного транспортно-логистического класса можно считать одним из элементов большой стратегии подготовки кадров для всей Мурманской области, уверены заполярные портовики. Подобные решения как нельзя лучше сочетаются с идеей сохранения трудового потенциала на Кольском Севере.
«Гимназисты осваивают такие специальные сферы знаний, как география перевозок, коммерческая работа, различные аспекты транспортно-логистических услуг».
«Программа обучения в транспортно-логистическом классе разработана в соответствии со спецификой деятельности предприятия и с учётом требований вузов к уровню подготовки абитуриентов для поступления по направлению «менеджмент: логистика и управление предприятием». Программа предполагает углублённое изучение математики, общество-знания, введение в логистику, менеджмент, маркетинг. Гимназисты осваивают такие специальные сферы знаний, как география перевозок, коммерческая работа, различные аспекты транспортно-логистических услуг. На занятиях они изучают профессиональные термины на английском языке, пожарно-технический минимум, а также знакомятся с механизмами и перегрузочным оборудованием порта, опытом реализации масштабной экологической программы», – рассказал исполнительный директор АО «Мурманский морской торговый порт» Алексей Рыкованов.
В учебном процессе задействованы представители предприятия. Гимназистам они читают лекции по своим направлениям деятельности. В частности, именно благодаря этому по окончании программы обучения выпускники уже хорошо знакомы со спецификой деятельности порта.
Инновацией этого учебного года для транспортно-логистического класса стали занятия в игровой форме. Про оборудование торгового порта, специфику его использования и обслуживания столь необычным способом 3 декабря ребятам рассказывал технический директор компании Евгений Гуляев. По его словам, элемент игры позволит заинтересовать старших школьников и облегчить учебный процесс.
«По опыту предыдущих лет я сделал вывод: школьники тяжеловато воспринимают повествование в лекционной форме, всё-таки тема для них ещё достаточно сложная. Поэтому решил немного переформатировать урок и добавил в него элемент командной игры, – рассказал Евгений Гуляев. – Мой сын, ровесник этих ребят, тоже относится к поколению Z. Совершенно точно могу сказать: это люди, мировосприятие которых основано на интересах. Если они не увлечены вопросом, то не будут что-либо делать, и никакая материальная мотивация здесь не поможет».
Надо признать, учеников транспортно-логистического класса удалось заинтересовать. По словам Евгения Гуляева, это один из главных итогов необычного занятия. Подростки были вовлечены в процесс, а это значит, что они смогут добиться неплохих результатов при работе в команде. Подобные качества сотрудников всегда очень ценятся, особенно на больших предприятиях.
К слову, помимо участия в обучении ребят, торговый порт оказывает помощь гимназии в развитии материально-технической базы. За минувшие годы на эти цели было выделено около 10 млн рублей.
Экзамен на будущее
Интересно, что для учеников транспортно-логистического класса проводят в игровой форме не только уроки, но и экзамены. По итогам обучения ребятам предстоит продемонстрировать свои знания. Наиболее способные ученики получат преимущества при поступлении на профильную специальность.
«Студенты, обучающиеся по целевому договору, получают дополнительную стипендию в течение всего времени обучения».
«С успешными выпускниками заключаются целевые договоры для поступления на квотируемые места по направлению «менеджмент: логистика и управление предприятием». Студенты, обучающиеся по целевому договору, получают дополнительную стипендию в течение всего времени обучения в МАГУ при условии хорошей успеваемости после каждой сессии, имеют постоянного куратора от предприятия, проходят в торговом порту всю практику. Аналогичное сотрудничество налаживается также и с Мурманским государственным техническим университетом. Те выпускники, которые поступают в иные профильные вузы, также получают дополнительные льготы при поступлении», – добавил Алексей Рыкованов.
По словам классного руководителя 11-го «Б» класса гимназии № 8 Мурманска Юлии Мишиной, сейчас её ученики вовсю заняты подготовкой к предстоящим аттестационным испытаниям. Преподаватель убеждена: в контексте такой работы знания, полученные на базе транспортно-логистического класса, станут отличным подспорьем и помогут завершить обучение с хорошими результатами.
«Благодаря проделанной работе дети успешно решают сложные задачи по математике. На мой взгляд, занятия, проводимые в профильном классе, поспособствовали подготовке к экзамену на достойном уровне, – считает Юлия Мишина. – Что касается курса логистики, дети его уже заканчивают, в декабре им также предстоит экзамен».
И надо сказать, такая работа заметно сказалась на увеличении числа выпускников, оставшихся в регионе и выбравших обучение по востребованным в порту профессиям. Так, в 2020 году половина выпускников транспортно-логистического класса (13 из 26) продолжают обучение в Заполярье. В частности, с тремя ребятами из профильного класса заключили целевые договоры на обучение в МАГУ по направлению «логистика».
Показали класс
Чуть больше года назад на базе всё той же гимназии № 8 в Мурманске открыли шахматный класс. Стоит сказать, что учебное заведение уже имело хорошую базу в этом направлении: здесь обучается одна из самых ярких юных шахматисток Ирина Полято, кроме того, команда гимназии неоднократно становилась победителем муниципальных и региональных соревнований «Белая ладья». Вместе с тем «оформление» имеющихся ресурсов в настоящий шахматный клуб только поспособствовало появлению новых талантов. Это стало возможным благодаря помощи Мурманского морского торгового порта.
«Шашками и шахматами интересуются и совсем маленькие дети. Например, не так давно один из учеников гимназии пришёл к нам вместе со своим пятилетним братом».
3 декабря после основных уроков в шахматном клубе вовсю кипела работа: младшие школьники постигали азы игры в шашки. По словам преподавателя курса «Шашки для начинающих», педагога дополнительного образования гимназии № 8 Мурманска Анжелы Манушкиной, возраст её учеников не ограничен – всё зависит от исходных данных ребят.
«Опытные ученики меня даже обыгрывают! Всех обучим, было бы желание! – поделилась успехами своих воспитанников Анжела Викторовна. – Отрадно, что сегодня шашками и шахматами интересуются и совсем маленькие дети. Вот, например, не так давно один из учеников гимназии пришёл к нам вместе со своим пятилетним братом. Малыш делает успехи!»
Преподаватель рассказала, что занятия в шахматном клубе помогают не только развивать логику, усидчивость и пространственное мышление, но и мотивируют постигать азы спорта более предметно: в шахматном классе ввели даже своеобразную систему оценок.
«У ребят есть специальные тетрадки, туда вместо оценок мы наклеиваем «витаминки», наклейки с изображением фруктов, которые напомнят нашим воспитанникам в период полярной ночи ещё и о том, как важно правильно питаться. Они зарабатывают их за усвоение новых теоретических и практических навыков, за интересные ответы, изучение шашечного словаря. Тот, кто по итогам учебного года наберёт наибольшее количество «витаминок», получит кубок», – добавила педагог.
«Сотрудничество с гимназией № 8 Мурманска успешно развивается уже несколько лет».
Результат взаимодействия градообразующего предприятия и образовательного учреждения – три выпуска успешных гимназистов, многие из которых выбрали работу в Арктике.
«Наше сотрудничество с гимназией № 8 Мурманска успешно развивается уже несколько лет в рамках реализации проекта создания профильного транспортно-логистического класса. Однако мы относимся к гимназии не просто как к цеху, который обучает предметников. Мы смотрим комплексно, чтобы это было полноценное учебное заведение, в котором ученикам будет комфортно, где они смогут получать обширные знания в различных областях», – добавил Алексей Рыкованов.