В течение двух дней военные, спасатели, учёные, экономисты и дипломаты решали, как обеспечить безопасность в Арктике.
Не из праздного любопытства
Не секрет, что сегодня на международной арене идёт настоящая борьба за Арктику. Свои интересы отстаивают американцы, канадцы, норвежцы и даже - не поверите - китайцы и корейцы.
«Наше правительство интересует Северный морской путь. Ждём, что Северный Ледовитый океан будет открыт для судоходства всех стран. Мы к этому готовимся уже сейчас, чтобы у нас были технологии и методы для работы в чрезвычайных ситуациях в Арктике», - объяснил научный сотрудник Института судоходства и океанографии Кореи Ли Мунцзинь.
«Сегодня Арктикой интересуются все - и Южная Корея, и Сингапур, и Китай. Рост интереса наблюдается в разных странах. Недавно индусы поинтересовались, где их участие в Арктике, - рассказал заместитель директора Департамента международной деятельности МЧС России Игорь Веселов. - Арктический регион для России как крупнейшего арктического государства имеет особое значение. Минобороны России проявляет активность на высоких широтах. Военные высказали интересные идеи и предложения по более тесному сотрудничеству в области поиска и спасения людей».
Ответственность за жизни людей и безопасность перевозок в арктических водах практически полностью взяла на себя Россия. Хотя бы потому, что атомные ледоколы в Арктике имеет только наша страна.
«В советское время по Севморпути перевозили 1,5 млн тонн грузов, сейчас - 10 млн тонн. В основном, конечно, рост идёт за счёт углеводородов», - рассказал и. о. генерального директора ФГУП «Атомфлот» Андрей Смирнов.
Эксперты «АиФ на Мурмане» уверены, что в ближайшие годы интенсивность перевозок по трассам Севморпути только возрастёт, так как экономическая выгода от этого колоссальная. Судите сами, из Европы в азиатские страны через Суэцкий канал суда идут порядка полутора-двух месяцев, а по Севморпути - 19 дней.
Один в море не воин
Не так давно Россия построила спасательное судно «Мурман», предназначенное для ликвидации разливов нефти, спасения людей и судов именно в арктических водах. В основном все суда, построенные в последние годы в мире, современно оснащены оборудованием, но ни одно из них, независимо от того, кому оно принадлежит - американцам, канадцам или норвежцам, не работает во льдах. В отличие от «Мурмана». Это объясняется тем, что нефтяные месторождения, которые сейчас осваивают и эксплуатируют в северных морях, в основном находятся вне зоны льдов. Но в море бывает всякое - к счастью, это понимают, и потому даже в непростых политических условиях сохраняется арктический диалог.
«Никто не сможет решить задачи или проблемы в Арктике в одиночку, поэтому так важно наладить диалог. В марте в Оулу (Финляндия) прошли учения по ликвидации нефтяного загрязнения, в них участвовали финские и шведские отряды. Важно научиться предупреждать аварии и ликвидировать их. Уверен, мы можем стремиться к единой цели», - считает старший офицер Минобороны Дании, председатель рабочей группы Арктического совета по предупреждению, готовности и реагированию на чрезвычайные ситуации Йенс Питер Хольст-Андерсен.
Однако вопросов остаётся немало - и не только международных.
«Основная наша задача - спасти человека, где бы он ни находился! - подчеркнул начальник кафедры Академии гражданской защиты МЧС России Николай Бородин. - Но спасённых иной раз своевременно не смогли ни обогреть, ни разместить. Потому что на всё нужны деньги. Любому начальнику спасательного центра необходимо иметь какие-либо дополнительные средства для оказания помощи людям. Зачастую денег просто не бывает в том достатке, в котором они должны быть. Много вопросов. Например, за обеспечение безопасности в Арктике отвечает региональный центр. Почему не создать объединённый арктический центр, который будет отвечать за действия всех 10 центров? Который будет сам от Министерства получать задачи и закупать именно то, что ему необходимо, а не снабжаться по остаточному принципу: что в регионе осталось - то и перекинули».