aif.ru counter
684

Затопленная в западной Норвегии субмарина угрожает безопасности в Арктике?

В конце Второй мировой войны, в феврале 1945 года, у берегов Бергена затонула немецкая субмарина U-864. Подлодка до сих пор вызывает дискуссии в обществе: на сколько она опасна и стоит ли её поднимать со дна?

Опасная «начинка»

Независимый норвежский эколог Курт Оддекалв настаивает: в Королевстве немало проблем, одна из которых – затопленная британцами подводная лодка с тоннами ртути и оксида урана на борту. Опасные вещества в случае разрушения субмарины могут смертельно отравить Северное и Баренцево моря.

«Тем временем Норвегия намерена предпринять радикальные шаги, грозящие экологическим коллапсом для всего Баренцева региона: у Королевства в отличии от России просто нет необходимых технологий и опыта в решении таких сложных задач», - пишет в своём обращении к коллегам и властям РФ глава норвежской природоохранной организации  «Зелёные воины» Курт Оддекалв.

В 2003 году было принято решение о поднятии подлодки и её захоронении, однако тогда никто и не подозревал об опасной «начинке», находящееся на борту.

«Информация о 65 тоннах металлической ртути в почти что 2 тыс. стальных бутылках была найдена в британских архивах,  рассекреченных лишь 6 лет назад, – рассказал руководитель Центра экологического консалтинга и мониторинга «ПОМОР» Тимофей Суровцев. – Есть также данные о том, что вместе с ртутью на борту потопленной подлодки находятся ещё и 2 тонны оксида урана. Сегодня лодка затоплена на глубине 150 метров в западной Норвегии, недалеко от острова Федье, в самой середине Северного моря».

«Надеемся на Россию»

Правительство Норвегии приняло решение захоронить подлодку на месте гибели, соорудив саркофаг из слоя песка и камней. Однако эксперты считают, что это — худшее из решений.

«Покрытие из песка и камня не исключает утечку в долгосрочной перспективе. Норвегия просто не обладает опытом обращения с выбросами ртути, которая образует хлорид ртути в контакте с морской водой. Когда ртуть вступает в контакт с углеродом и другими органическими веществами, образуется метилртуть - очень опасный нейротоксин, – предупреждает местные власти руководитель «зелёных» Курт Оддекалв. - Метилртуть заражает морские организмы, накапливается в рыбьем жире и, наконец, попадает в морепродукты, которые мы едим.

В организме человека яд проникает в центральную нервную систему и может вызвать серьёзные последствия: повреждение мозга, почечную недостаточность.

«Мы не хотим новых пандемий Минамата», - говорит Курт Оддекалв, ccылаясь на сильное загрязнение ртутью, длившееся десятилетиями в заливе Минамата в Японии. Тогда более 3 тыс. человек пострадали после употребления в пищу рыбы, полной метилртути.

Сегодня подводная лодка U-864 - крупнейший в мире отдельный источник загрязнения ртутью в море. Эксперты Союза зелёных Норвегии требуют, чтобы норвежские власти отменили решение о захоронении и выступают за поднятие судна с ртутью на борту, а также за очищение морского дна там, где разбросаны обломки подлодки.

«Мы надеемся, что Россия поможет нам сосредоточиться на решении проблемы загрязнения в Норвегии, так же как Норвегия помогла России очистить загрязнённые порты на Кольском полуострове в 1990-х годах, – отметил Курт Оддекалв. - Норвежским властям в лице премьер-министра Эрне Сульберг необходимо объяснить, что это не только личное дело Королевства. Международное сообщество очень обеспокоено наличием такого крупного источника загрязнения и не уверено в эффективности и безопасности процедур, которые местные власти планируют принять для его локализации».

Сегодня доподлинно не известно, сколько оксида урана хранится на борту подлодки.

«Однако подводная лодка U-234, отправившись в Японию, чтобы заменить U-864 после eё торпедирования, содержала 560 кг оксида урана. Субмарину задержали американцы, а оксид урана был позже обогащён и использовался в качестве материала для ядерных бомб, сброшенных на Хиросиму и Нагасаки. Сегодня существует реальная опасность распространения метилртути во всём Северном море, при этом мы очень критично относимся к идее захоронения подлодки под песком и камнем - эрозия и морские животные будут распространять метилртуть, а потенциальные землетрясения, которые иногда происходят в этом месте, смогут разрушить покровный слой и распространить яд. Подводная лодка имеет на борту и несколько тонн тротила, который может взорваться при обрушении обломков под несколькими тоннами песка и камня. Взрыв приведёт к тому, что ртуть и оксид урана испарятся на поверхности и быстро распространятся. Этот худший сценарий сразу же сделает необитаемым остров Федье, а через пару недель ртуть попадёт в Россию. Мы не хотим, чтобы Норвегия своими необдуманными действиями спровоцировала острое загрязнение, которое останется в морской среде на тысячи лет. Поэтому мы просим, чтобы российские власти связались с правительством Норвегии, с премьер-министром Эрной Сульберг, и попросили Норвегию совместными усилиями поднять подлодку с опасными веществами на борту», - обратился к российским властям независимый норвежский эколог Курт Оддекалв.

Оставить комментарий (0)
Loading...

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых