aif.ru counter
08.07.2019 11:54
25894

Опасная подлодка. Норвежские экологи просят Россию предотвратить катастрофу

Пресс-конференцию организовали агентство Barents News и ассоциация журналистов-экологов «ЭКО-пресс».
Пресс-конференцию организовали агентство Barents News и ассоциация журналистов-экологов «ЭКО-пресс». © / Александра Левчук / фото из личного архива

В Москве российские, норвежские, американские представители экологической общественности выступили с заявлением: они просят правительство России найти способ убедить власти Норвегии прекратить засыпать лодку, так как это не гарантирует безопасность.

Саркофаг не спасёт?

Немецкая подводная лодка U-864, потопленная британскими подводниками у берегов Норвегии 9 февраля 1945 года, представляет огромную опасность для всей Арктики. Норвежские исследователи обнаружили её в 2003 году, провели исследования в 2014-м и сделали вывод: лодка перевозила 65 тонн ртути (баллоны хранились в килевой части) и две тонны оксида урана! Всё это немцы вместе с частями реактивных самолетов направили союзникам-японцам, но лодка до Японии не дошла, британская торпеда разломила ее пополам.

Лодка U-864 – 90-метровая «акула» девятого, самого новейшего для 1945 года проекта, лежит у острова Федье в норвежских территориальных водах, на глубине 150 метров. Правительство Норвегии решило не поднимать обломки субмарины, а намыть над ними саркофаг из песка и камней, который, по оценке политиков, исключит утечку опасных отходов.

«В том месте, где лежат обломки U-864, проходят опасные подводные течения, - говорит норвежский эколог Рубен Оддекалв. – Они могут привести к разрушению баллонов с ртутью. России в этой сфере важно дистанцироваться от вопросов политики и подумать об экологии. У РФ и Норвегии уже был опыт сотрудничества под водой при подъёме «Курска», и сейчас России надо повлиять на наше правительство ради экологии и биологического разнообразия Северного и Баренцева морей».  

Угроза больших неприятностей

Представитель Роспотребнадзора, кстати, напомнила, что лодка, хотя и лежит в водах Норвегии, юридически остается собственностью Германии, которая также могла бы присоединиться к операции по нейтрализации угрозы. А поскольку лодка, вероятно, везла оксид урана, можно привлечь и экспертов МАГАТЭ, то есть, поднять проблему на международный уровень.

Вице-адмирал в отставке, Герой социалистического труда Тенгиз Борисов полагает, что попытки подъёма U-864 может грозить большими неприятностями.

«Она разломлена торпедой и лежит на 150 метрах, - говорит экс-подводник. – Нужно другое решение: собрать на дне опасные материалы, там же упаковать их в безопасные контейнеры и затем уже поднимать их».

Нужно указать норвежской стороне на те действительно огромные финансовые убытки, которые она понесет в том случае, если соли ртути от погибшей лодки просочатся в морскую воду.

Как напомнил эксперт Совета Федерации РФ Владислав Жуков, Россия не может впрямую «надавить» на власти Норвегии, как того хотят природоохранные организации. Сейчас отношения между нашими странами находятся в «точке замерзания», в том числе и в сфере защиты экологии, хотя Россия и Норвегия – самые активные страны по добыче ресурсов в Арктическом регионе. По мнению эксперта Совфеда, нужно указать норвежской стороне на те действительно огромные финансовые убытки, которые она понесет в том случае, если соли ртути от погибшей лодки просочатся в морскую воду.   

Профессор-биолог Владимир Латка считает, что надо допустить российских атомщиков к изучению места залегания лодки. Он напомнил, что  российские специалисты из «Росатома» имеют и допуски и большой опыт в утилизации отходов 1 и 2-го классов опасности. Он, как и представители экологических общественных организаций, считает, что Норвегия не должна в одиночку осуществлять «засыпание» лодки во избежание ошибок.

Оставить комментарий (2)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество