Интернет прочно вошёл в нашу жизнь: сегодня неимоверно сложно встретить человека, который ни разу не заходил бы в сеть.
Психологи всё чаще говорят об интернет-зависимости, когда всё свободное время люди проводят за так называемым сёрфингом в Сети. Об этом и не только в преддверии Всемирного дня без интернета, который в этом году выпадает на 30 января, корреспонденту «АиФ - Мурманск» рассказала психолог Ирина Геронтиди.
Детки в сетке
Алёна Гаврилова, «АиФ - Мурманск»: – Ирина Владимировна, считается, что в идеале детей нужно воспитывать без телефонов, но в то же время все прекрасно понимают: без этого никуда. До какого возраста давать ребёнку телефон точно не рекомендуется?
Ирина Геронтиди: – Важно понимать, что до двух лет у ребёнка происходит формирование личности. Всё, что усвоилось в дошкольном возрасте, очень явно проявляется потом в подростковом, в этот период закладывается эмоциональный интеллект и картина того, как проводить досуг. Ведущая потребность у малыша заключается в эмоциональном общении, если она не удовлетворяется, проблемы не заставят себя долго ждать. В большинстве случаев именно родители неосознанно настраивают ребёнка проводить время в интернете. Они формируют зависимость вместо того, чтобы развивать задатки.
Ко мне часто обращаются родители с жалобами, что их дети всё время сидят в телефонах или планшетах. Но когда у них спрашиваешь, что они готовы предложить взамен забранным гаджетам, то они впадают в ступор. Более того, оказывается, что такие мамы и папы своё свободное время сами проводят за компьютером или в смартфоне. Когда ребёнок начинает капризничать, с самого раннего возраста родители дают ему телефон.
В наше время интернет – это самый доступный и быстрый способ получения информации, причём абсолютно любой. Если изначально, когда Всемирная сеть только начинала входить в нашу жизнь, церковь была против Сети, то сегодня она сама частично ушла в онлайн. Активно оцифровываются книги, предметы искусства. Цифровизация будет только продолжаться, от этого никуда не деться.
– А какую силу, на ваш взгляд, имеет общественное мнение в интернете? И чем, по-вашему, может обернуться гонка за лайками, просмотрами и комментариями?
– У каждого человека в жизни должна быть такая сфера, в которой он может почувствовать себя успешным. Сегодня есть дети, подростки, которых не принимает социум. При этом мы знаем, что ведущая потребность в юном возрасте заключается именно в общении. Если в реальности человек успеха у окружающих не находит, он будет его сублимировать, в том числе в социальных сетях. Тем более что там можно представиться кем угодно. Но из своего опыта общения с подростками могу сказать, что у большинства из них всё равно есть желание лично встретиться с понравившимся человеком.
К сожалению, жизнь онлайн начинает превалировать над реальностью. Люди гонятся за тем, чтобы быть успешными в интернете. Для большинства подростков блогер – образец успешности, они убеждены: можно ничего не делать и зарабатывать большие деньги. В данном случае идея благосостояния зависит от количества просмотров и лайков, поэтому совершенно неудивительно, что сегодня, когда спрашиваешь детей, кем бы вы хотели стать, они отвечают: блогерами. Подрастающее поколение всё чаще стало воспринимать интернет как средство удовлетворения финансовых потребностей.
«Модель поведения и образ жизни формируются именно в дошкольном возрасте. Если родители с ранних лет дают ребёнку телефон, переучить его будет уже очень сложно».
Можно вводить какие-то ограничения на этот счёт, но я считаю, что они ни к чему не приведут. Уверена, если в семье хорошие отношения и родители уделяют внимание своему ребёнку, если они показывают ему пример, как можно проводить время вне гаджетов, создают ему развивающую среду, то о зависимости от интернета говорить не придётся. Модель поведения и образ жизни формируются именно в дошкольном возрасте. Если родители с ранних лет дают ребёнку телефон, переучить его будет уже очень сложно.
Каша поможет с логикой
– Что нужно сделать, чтобы оградить ребёнка от негативного влияния интернета?
– Родителям надо больше внимания обращать на то, чем занимаются их дети, пока они сами проводят время в интернете. Больше разговаривать с ними, интересоваться увлечениями, стараться перевести тягу к Сети в полезное русло. Родители часто говорят, что ребёнок ничего не хочет, а всё свободное время проводит в интернете. Их спросишь, а кем хочет быть их чадо, а в ответ: «А я не знаю». Начинаешь разговаривать с ребёнком – и выясняется, что у него есть чёткое понимание, где и как он хочет жить и кем он хочет стать. Мы же учим детей есть ложкой, помогаем ходить, одеваться. Так и здесь совет такой: если замечаете за ребёнком склонность уйти в онлайн, помогайте ему искать полезную информацию, соответствующую его склонностям и интересам. Например, вместе поищите вуз, в котором бы он хотел учиться, или город для переезда. Здесь примеров может быть бесконечное множество.
Прежде всего, каждый ребёнок должен понимать, что он ценен. Есть такое понятие – мотивационная сфера, когда человек сам способен ответить себе на вопрос: надо мне это или нет. Если у ребёнка будет такое понимание, самостоятельно он не полезет туда, куда ему не нужно. Донести это нельзя: подобные установки формируются сами в детско-родительских отношениях. Вот представьте ситуацию: ребёнок говорит родителям, что хочет съесть конфету, а родители ему твёрдо отвечают: «Нет, ешь кашу – и всё». Правильнее было бы предоставить ему ограниченный выбор и поинтересоваться: «Ты какую кашу будешь – овсяную или гречневую?» А уже потом дать ему конфету. Навязывать ничего не нужно. Должен быть диалог, важно поинтересоваться, почему он хочет именно конфету. Понимаете, мы учим человека мыслить, а значит, анализировать и действовать самостоятельно. Сегодня это особенно важно. Считается, что из-за клипового мышления у современных детей логика практически отсутствует. Поэтому развивать способность к анализу надо непременно: в этом случае человек, пусть и юный, не сделает ничего себе во вред.
«Игровой зависимости подвержены те люди, которых не воспринимает социум».
На мой взгляд, интернет-зависимость формируется сверху, на государственном уровне. Использовать технологии нас попросту обязали, например, в обучении. Есть несколько видов интернет-зависимости. Например, информационный голод, когда человек проводит время на новостных сайтах, но, несмотря на это, в голове всё равно ничего не откладывается. Существует дефицит общения в реальности, когда много времени люди общаются в соцсетях. И есть игровая зависимость, на неё я бы советовала обратить особое внимание. Ей подвержены те люди, которых не воспринимает социум. Так они реализуют свои неудовлетворённые потребности. Это становится гораздо важнее обычной жизни.
Разгрузка для мозгов
– Как чрезмерное нахождение в интернете может сказаться на психике?
– Это проявляется в повышенной нервной возбудимости. Даже пресловутые интерактивные доски, которые массово стали использовать в школах, негативно влияют на состояние нервной системы детей. Многочасовые интернет-сёрфинги способны привести к бессоннице и повышенной тревожности. Важно чередовать нагрузку и виды деятельности. Есть определённые ограничения занятий в интернете для детей, но, к сожалению, в условиях сегодняшнего дня реализовать терапевтические рекомендации попросту невозможно: вся система образования смотрит в сторону интернета. В этом случае родителям стоит задуматься, как снять стресс, который получают дети, сидя в интернете.
– Всемирный день без интернета призван как раз отвлечь людей от сидения в Сети и напомнить, что в жизни много других интересных вещей. А чем бы вы посоветовали заняться нашим читателям? И как часто стоит себе устраивать такие разгрузочные дни?
– Всё хорошо в меру. Нужно отслеживать, сколько времени вы и ваши дети проводите в интернете. Посвятить время я бы советовала занятиям в силу ваших потребностей: одному хочется пообщаться, другому – поспать, третьему – поплавать, кому-то нужно бежать и ни о чём не думать. Я считаю, очень важно понять, что тебе нравится, и обязательно позаниматься этим в течение дня. Понять, чего вам хочется, очень легко. Задайте себе простой вопрос: чем бы вы стали заниматься в рабочий день, если бы руководство устроило вам внеплановый выходной? Подобную аналогию можно провести и в случае со школьниками. И уже понятно, чего человек хочет. И ещё полезно спрашивать себя: если я чего-то хочу, зачем мне это? Как от этого изменится моя жизнь?