«Поэт должен страдать — это главный двигатель творчества, остальное вторично. У человека, который всем доволен и счастлив, творить не получится. Творчество — это отражение нашего мировоззрения, наших проблем», — считает молодой поэт Игорь Берновский.
«АиФ на Мурмане» побеседовал с ним о перспективах поэзии в современном обществе и цене творчества на Крайнем Севере.
«Надоели чужие стихи»
Андрей Макаревич, murmansk.aif.ru: — Игорь, как давно ты занимаешься поэзией и что стало триггером для написания стихов?
Игорь Берновский: — Я читаю стихи, сколько себя помню. Участвовал в детских утренниках с четырёх лет, но писать начал зимой 2017 года, причём совершенно неожиданно для себя. Мы репетировали новогоднюю сценку в библиотеке, и меня просто прорвало. С тех пор и пишу. Наверное, триггером стало то, что мне надоело читать чужие стихи. Я тогда был подростком — с бушующими гормонами, максимализмом, мне хотелось выражать себя, быть индивидуальностью, рассказать миру о том, что я чувствую. А чувствовал я тогда, к сожалению, очень сильную любовную тоску. И в основном писал про любовь. Это было нормально. Это была часть моего творчества. Часть, которую я предпочёл забыть, потому что стихи тогда получались отвратительные. С течением времени научился писать так, чтобы людям и мне самому нравилось.
— Получается, про любовь сейчас не пишешь, а про что нравится сочинять?
— Темы и жанры скачут и смешиваются — всё зависит от настроения и идеи. На самом деле мне периодически сложно понять, в каких жанрах работаю: то я лирик, то философ, то постмодернист. В целом единственный жанр, которого придерживаюсь, — перформанс. Все мои стихи пишутся для сцены. Многие называют их рэпом или речитативом, что тоже отчасти правда. Сложно определить жанр, когда ты пишешь исходя только из своих желаний, предпочтений и вкусов, не оглядываясь на типологию поэзии, поэтому и поэтом себя называю крайне редко. Моя поэзия в первую очередь предназначена для сцены, и в какой-то момент она даже превратится в музыку, когда я научусь музыке.
«Единственный жанр, которого придерживаюсь, — перформанс. Все мои стихи пишутся для сцены. Многие называют их рэпом или речитативом, что тоже отчасти правда».
— Как думаешь, понятно ли твоё творчество слушателям?
— Сегодняшняя аудитория — это именно те люди, которые понимают мои стихи. Я сам ещё молодой. Меня волнуют темы, о которых пишу. Единственная оговорка: стихи не подходят для детей, они рассчитаны на возраст от 14 лет. Всё-таки я придерживаюсь более взрослых тем, использую много шуток, иронии, обращаюсь к постмодерну. Молодым понятно моё творчество. Они воспринимают все отсылки, шутки, потому что многие из них это пережили либо ещё переживут. Кроме того, пишу я достаточно просто. Если честно, сам периодически не понимаю чужих стихов, что-то из этого кажется мне старым и ненужным, что-то — слишком мудрёным. Я считаю, поэзия должна быть понятна слушателю и вызывать у него эмоции.
Профессия страдания
— Как правило, поэты черпают вдохновение в поездках или в романах. А где ты ищешь свою музу?
— Вдохновение сложно контролировать, вызывать по необходимости. Обычно оно ко мне приходит в самые неподходящие моменты: когда я сплю, мою посуду или занимаюсь чем-то отвлечённым. Каждое стихотворение — это мысль, которая внезапно вышла наружу, и она не может возникнуть из ничего. За любым актом творчества стоят эмоции и переживания. Если ты штампуешь стихи по шаблону без переосмысления основной идеи произведения, то твоё творчество быстро превратится в серость. Поэт должен страдать — это главный двигатель творчества, остальное вторично.
«Каждое стихотворение — это мысль, которая внезапно вышла наружу, и она не может возникнуть из ничего. За любым актом творчества стоят эмоции и переживания».
Наверное, мой источник вдохновения — люди. Я очень много общаюсь, анализирую людей, их поведение, какие-то странности. Их уникальность, переживания и проблемы наталкивают меня на мысли. Спустя какое-то время меня как будто бьёт по голове сковородой, и я начинаю писать.
— Почему поэт должен страдать?
— Я считаю, у человека, который всем доволен и счастлив, творить не получится. Творчество — это отражение нашего мировоззрения, наших проблем. Чтобы писать без проблем, наверное, нужно быть очень талантливым человеком. Нас объединяют проблемы. Когда ты счастлив, как мне кажется, тебе просто не о чем писать. К сожалению, творческие профессии — это профессии страдания. Нас сопровождают вечные проблемы, часто психические. И без них просто никак.
— Игорь, ты состоишь в творческих объединениях Заполярья? И важно ли тебе быть опубликованным?
— На самом деле в Мурманске сложновато с творческими объединениями. Есть союзы писателей, где тебя научат правильно сочинять, но только если ты этого захочешь. Есть «Полярный кот» и «Чердачный мотылёк». Я состою в последних двух и искренне ценю свободу, которую там получаю: могу писать о чём хочу и как хочу, и никто не скажет мне, правильно это или нет. А примут ли это — уже другой вопрос.
Молодые творческие объединения очень помогают. Их преимущество в том, что они более лояльны по отношению к авторам. У союзов писателей, а также других авторитетных творческих объединений есть проблема – темы, которые они пропагандируют. Например, та же академическая поэзия. Это формат устоявшийся, но не единственный. В этом плане молодые творческие объединения наиболее комфортны для начинающих поэтов, там их вряд ли будет кто-то осуждать. Никто никогда не пытался доказать мне, что я неправ.
«Молодые творческие объединения наиболее комфортны для начинающих поэтов, там их вряд ли будет кто-то осуждать. Никто никогда не пытался доказать мне, что я неправ».
Для меня публикация в сборниках неперспективна, потому что они сейчас несильно востребованы. Я общался с поэтами, многие из них продают свои сборники на мероприятиях, которые сами же и организуют: на выступлениях, встречах с фанатами и так далее. Сейчас сложно продавать своё творчество, если оно не разрекламировано, не распиарено. Я никогда не хотел иметь свои сборники, но не против, если меня опубликуют.
Чем живёт молодёжь?
— Легко ли сейчас пробиться молодому поэту в Мурманской области?
— Проблема заключается в том, что поэту в принципе сложно пробиться. Поэзия сегодня имеет меньшую популярность, чем музыка, кино, и она менее востребована — точно так же, как и чтение, которое менее востребовано, чем интернет. Кроме того, у нас дикое перенасыщение поэзией, потому что поэтом может стать любой. Каждый может написать стих и опубликовать его в интернете. Музыка — наиболее перспективное и монетизируемое направление, а поэты зарабатывают мало, к сожалению. Даже самый популярный поэт зарабатывает намного меньше музыканта.
— Чем сегодня живёт молодёжь в Мурманске?
— Молодёжь в Мурманске сейчас живёт учёбой, волонтёрством, прикольными активностями. Многие ходят в библиотеки, потому что они превратились в многофункциональные места, где можно поиграть в видеоигры и настолки, пройти курсы английского или корейского языков, многие приходят поволонтёрить. Молодёжь живёт концертами, мероприятиями. Её невозможно загнать в рамки, её сложно направлять. Молодёжь занимается тем, что нравится, и это нормально. Каждый должен через это пройти, вынести уроки и повзрослеть.
— Хватает ли у нас площадок для встреч, концертов, мероприятий?
— У нас есть «Контейнер-холл», «Сопки», Центр современного искусства. Я за то, чтобы открывались новые пространства: это способ разнообразить досуг. Плохо, когда появляется что-то одинаковое, вряд ли нам нужны два центра современного искусства — хватит и одного. Вместо этого можно открыть, например, концертную площадку, лояльную к начинающим исполнителям, или бесплатный спортивный зал. Чем больше разнообразных идей, тем лучше, причём спросить можно саму молодёжь.