Примерное время чтения: 8 минут
480

Куда мы катимся? В Заполярье растёт число велосипедистов

АиФ на Мурмане №21 23/05/2018

«Отношение к велокультуре в Заполярье не совсем серьёзное», - уверен председатель мурманского велоклуба «Нордбайк» Владимир Марченко.

В преддверии летнего велосезона Владимир поделился мнением, как улучшить дорожную инфраструктуру в Мурманске, а также рассказал о правилах безопасности для тех, кто только решил пересесть на двухколёсный.

Чудаки на дороге

Алёна Макарова, «АиФ на Мурмане»: - Не так давно стало известно, что Мурманск и Апатиты вошли в топ городов - участников акции «На работу на велосипеде». Как вы считаете, это заслуженное признание?

Фото: Из личного архива/ Владимир Марченко

Владимир Марченко: - В Мурманске, как и в Апатитах, очень много велосипедистов. Вообще, заполярные объединения, посвящённые активному образу жизни, образовались на Кольском полуострове давно. Наш велоклуб появился в 2005 году, до его становления был «Мурман» - очень старое объединение велотуристов, последователи которого успели вдоволь поколесить на советских велосипедах. В Апатитах работает клуб «Вираж», аналогичные сообщества есть в Мончегорске, Полярном, Кандалакше. Иными словами, велодвижение на Кольском Севере хорошо развито. Возможно, это и сыграло свою роль.

Конечно, нельзя не сказать о том, что наши люди, несмотря на особенности климата - короткое лето и полярную ночь, очень активны. За последние два года число велосипедистов в Заполярье резко увеличилось. Если в начале 2000-х годов нас воспринимали чуть ли не как чудаков, то сегодня двухколёсный транспорт прочно вошёл в нашу жизнь. Однако до Скандинавии нам ещё очень далеко: в Финляндии, Норвегии, Швеции велосипед значительно популярнее, чем у нас. И дело далеко не в климате - там он практически такой же, а, скорее всего, в менталитете. Акции, подобные «На работу на велосипеде», направлены на то, чтобы немного изменить сознание людей и сориентировать, что велосипед - это не только экологично, это современно, удобно и здорово!

Досье
Владимир Марченко. Родился 16 мая 1980 года в Мурманске. Окончил Мурманский государственный педагогический институт. Общественной деятельностью, связанной с велосипедным движением, занимается с 2005 года.

- А такие акции пользуются популярностью?

- Конечно! Не только в Мурманской области, но и в целом по стране наблюдается очень хорошая тенденция: здоровый образ жизни становится приоритетом, развивается спорт. Государство это всячески поддер­живает, что не может не радовать. Наглядный пример - развитие в регионе комплекса ГТО. В принципе, активный образ жизни сегодня - модно и популярно, а велосипед - это один из его атрибутов, к тому же довольно доступный.

К сожалению, пока отношение к велокультуре в Заполярье не совсем серьёзное. Да, велосипедистов на Севере стало больше, но с понятием «велосипед» по-прежнему ассоциируют либо велоспорт, либо активный отдых, либо вовсе что-то связанное с детьми. Всё-таки взгляд в обществе на двухколёсный транспорт пока не сформирован, чему есть причина. Наш регион пошёл по пути приоритета автомобилей. В области стали строить и ремонтировать дороги, расширять ширину проезжей части, убирать пешеходные переходы. Создали практически все условия, чтобы северяне ездили на машинах. В то время как на российском уровне началась обратная тенденция: создают пешеходные зоны, появляются парки.

Люди на обочине

- Вы затронули важную проблему - нехватку объектов инфраструктуры для велосипедистов. В этом смысле в Мурманске произошли видимые изменения: в прошлом году в обновлённом парке на Семёновском озере проложили велосипедные дорожки…

- Тот факт, что в Мурманске появилась единственная велосипедная дорожка, - это, несомненно, плюс и само по себе событие! Но смысла в ней, скажу я вам, немного. Это небольшая трасса, слишком короткая, полноценно покататься на ней не получится. Может быть, её продлят в рамках реконструкции парка на Семёновском озере - будем на это надеяться!

Сегодня в городе есть определённая категория велосипедистов, которые доезжают на авто до места, где они хотят покататься, например в Долине Уюта, а затем уже пересаживаются на своего двухколёсного коня и прокладывают другой маршрут.

На самом деле в Мурманске очень много мест, где можно было бы организовать и велодорожки, и велополосы, но вот сознание людей, которые принимают решение о появлении таких объектов на карте города, к подобным начинаниям, судя по всему, ещё не готово. Во власти сегодня нет ни одного человека, который имел бы понимание того, как вписать инфраструктурные велообъекты в уже существующие комплексы. Приведу пример: в Мурманске построена роскошная объездная дорога, где созданы все условия для автомобилистов, но пешеходы и велосипедисты оказываются, что называется, на обочине. Если мне не изменяет память, там для пешеходов построено два перехода - наземный и подземный. Всё, больше ничего нет. О велосипедистах речи не идёт вообще, и иной раз задумываешься, насколько законно там их появление в принципе.

- Мы приблизились к другой важной теме - авариям с участием велосипедистов, выехавших на дороги общего пользования. Как вам кажется, в чём здесь корень проблемы: первым негде ездить либо же культура водителей автомобилей оставляет желать лучшего?

- В правилах дорожного движения чётко сказано: велосипедист должен двигаться по проезжей части. Это его обязанность, и так было всегда, но относительно недавно в ПДД внесли уточнение о том, что велосипедист может двигаться в том числе и по тротуару, не создавая помех для пешеходов.

Проезжая часть как территория автомобилей - это не более чем стереотип, опровергнутый даже на законодательном уровне. Корень проблемы в том, что у нас в принципе хромает соблюдение правил дорожного движения, причём среди всех его участников. Да, водители, особенно на Крайнем Севере, не ожидают увидеть велосипедистов зимой, как это случилось с японцем, который погиб, или как с кореянкой, которая, слава богу, выжила. Радует, что постепенно у автолюбителей появляется понимание: когда велосипедист двигается по дороге, это его право и при встрече с ним его надо объезжать, а не ехать с ним впритирку.

Братство двух колёс

- Участников дорожного движения отличает большое чувство солидарности: автомобилисты «подмигивают» друг другу при встрече с патрулём ГИБДД, байкеры и вовсе настоящее братство, своих в беде не бросают. А у велосипедистов так же развиты традиции взаимопомощи?

- Конечно, это ведь касается любой субкультуры. Если мы видим, что коллега в беде, всегда помогаем! Пару лет назад я ехал из Долины Славы, где-то на середине пути у меня сильно заболело колено. Вскоре рядом притормозил попутный автомобиль. Водитель предложил довезти меня до города вместе с железным конём. Позже выяснилось, что он тоже велосипедист. До пункта назначения я в итоге добрался самостоятельно, но мне было очень приятно.

- Велосезон на Севере только набирает обороты. Какие правила безопасности и советы вы можете дать новичкам?

- Парадокс, но при всём моём личном отрицательном отношении к законодательной обязанности носить шлем (которую обсуждают давно, но пока что так и не приняли) я сторонник того, что надевать его нужно всем и всегда. Считаю, что этот принцип должен быть взят за правило. Если продолжить тему экипировки, скажу: велосипедисту лучше выбирать яркую одежду, на руках носить перчатки, на глазах - очки, не принципиально тёмные, они могут быть, к примеру, жёлтыми или прозрачными - в зависимости от погоды, времени суток и личных предпочтений. Кроме того, каждый, кто выезжает на дорогу, просто обязан иметь с собой запасную камеру, наборы заплаток, шестигранников и насос. Но самое главное - быть вежливым и предсказуемым на дороге. Помните: если вы хотите сделать манёвр, убедитесь, что он будет безопасен для вас и окружающих!

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах