Власти Североморска объявили аукцион на организацию городских перевозок, но на конкурс не откликнулся ни один участник.
Большая разница
Стоимость поездок в городах Мурманской области регулируется постановлением губернатора. В Североморске это 30 рублей за поездку по городу.
Однако для транспортного предприятия такая сумма слишком мала – её недостаточно, чтобы покрыть траты на бензин и ремонт автобусов, купить запчасти, заплатить налоги, рассчитаться за коммунальные услуги. Ведь значительная часть пассажиров пользуется различными льготами. Поэтому так называемая экономически обоснованная стоимость поездки выше. В разных городах Заполярья она отличается и, по подсчётам перевозчиков, в среднем составляет около 40 рублей.
Разницу, которую называют компенсацией выпадающих доходов, в виде субсидии доплачивает областной бюджет, если речь идёт о междугородних перевозках, либо бюджет того муниципалитета, на территории которого работают автобусы.
Заместитель председателя Комитета по развитию городского хозяйства администрации ЗАТО Североморск Денис Горбунов рассказал, что такой механизм выделения субсидии действовал с 2016 года и, согласно ему, в текущем, 2019 году на компенсацию городских перевозок по Североморску было выделено более 18 млн рублей.
Однако с 2020 года способ сотрудничества города и компании-перевозчика меняется. Теперь, по приказу Минтранса РФ, муниципальные власти должны заранее сделать расчёт первоначальной максимальной цены контракта, в котором учитывают все особенности работы перевозчика, включая вместимость автобусов и обычное количество пассажиров.
«Мы также смотрим, сколько прибыли получил перевозчик (он предоставляет нам сведения), и на следующий год самостоятельно рассчитываем, сколько мы должны доплатить, если перевозки осуществляются на нашей территории. Соответственно, к прибыли добавляется разница от общей цены и суммы, которая получилась за вычетом прибыли. Называется это не компенсация, а стоимость услуг», – рассказал Денис Горбунов.
«Мы также смотрим, сколько прибыли получил перевозчик (он предоставляет нам сведения), и на следующий год самостоятельно рассчитываем, сколько мы должны доплатить, если перевозки осуществляются на нашей территории».
Расчёт в этом году специалисты выполнили, и без учёта прибыли перевозчика вышло около 9 млн рублей за полгода работы. Их и указали в тендере.
Аукцион по поиску перевозчика в Североморске открыт заново, но заявок на нём так и нет, а предполагаемая дата торгов – 12 декабря.
На вопрос о том, что будут делать городские власти, если транспортные предприятия вновь проигнорируют аукцион, чиновник ответил:
«Сейчас этот вопрос обсуждается в Минтрансе».
По перевозкам ударил лимит
Директор Североморского АТП «Мурманскавтотранс» Сергей Иванов рассказал, что новую концепцию расчёта тарифа предприятие встретило с большим воодушевлением:
«Мы увидели, что в этом приказе всё очень чётко расписано, обрадовались и решили, что теперь всё наладится в нашей многострадальной транспортной сфере.
Однако выставленный на североморском аукционе максимальный тариф (торги по поиску подрядчика ведутся на понижение) только называется максимальным – на самом деле он занижен на треть».
«Экономисты предприятия рассчитали маршруты по каждому лоту, ориентируясь на новую норму закона, и получились достаточно хорошие цифры, которые подлежат компенсации. С такой компенсацией мы могли бы смотреть в будущее и нормально планировать свою деятельность. Но в администрации для аукциона считали цифры по малому классу автобусов, в то время как в перевозках используются большой и средний», – пояснил Иванов.
Надо сказать, что в прошлом году подобная ситуация была в Кировске, Апатитах и Полярных Зорях.
В конце 2018 года компания-перевозчик стала предоставлять заявки с приложением массива документов и расчётов, согласно которым администрации должны были выбрать тарифы для поездок граждан в 2019 году. Представленные перевозчиком расчёты местные власти подвергли сомнению и установили размеры тарифа, разработав их на собственное усмотрение, значительно занизив цифры.
«Сейчас, проработав год, я удивляюсь, как мы можем существовать. Из-за недоплаты нами не перечислены налоги в должном объёме, не приобретены новые автобусы, не отремонтированы старые».
«Мы не смирились с этим и в конце прошлого года обратились в арбитражный суд, выиграли заседания по всем искам. По решению суда сумма, которая нам недоплачена, превышает 130 млн рублей. Сейчас, проработав год, я удивляюсь, как мы можем существовать. Из-за недоплаты нами не перечислены налоги в должном объёме, не приобретены новые автобусы, не отремонтированы старые. Но как-то работаем», – сказал Сергей Иванов.
Как выяснилось, в регионе есть проблемы и с организацией междугородних перевозок. Областной Минтранс выставил на торги 11 маршрутов – и все их отменила Федеральная антимонопольная служба.
«АиФ на Мурмане» продолжит следить за ситуацией.