В драматическом театре восстановили спектакль «Очень простая история» по пьесе Марии Ладо.
Корреспондент «АиФ на Мурмане» одним из первых побывал на премьере.
На сеновале не до романтики
В Мурманске много лет с огромным успехом шёл спектакль о самой простой, если хотите, тривиальной жизни в деревне. Но затем кто-то из артистов ушёл из театра, а кто-то, к сожалению, из жизни – и спектакль выпал из репертуара. Но с приходом нового режиссёра Станислава Васильева (см. «АиФ на Мурмане» № 10/2019) было принято решение восстановить постановку.
Итак, перед зрителями самая обычная деревня. Даша из семьи зажиточного фермера влюблена в соседского парня Лёшу. Отец девушки Павел категорически против отношений дочери с сыном соседа-алкоголика. Влюблённые тайно встречаются в хлеву при «свидетелях» – домашних животных.
Всё идёт своим чередом: старая лошадь отвечает на многочисленные вопросы любопытной свиньи, которая мечтает летать, корова ждёт телёнка, петух слушает радио, а верный пёс стоит «на шухере», пока молодые остаются наедине. Но всё меняется, когда Даша сообщает любимому о беременности.
Теперь на сеновале не до романтики – в хлеву только ссоры и драки. Животные хоть и не понимают, что происходит, но чувствуют неладное. Отец вынуждает Дарью сделать аборт, потому что не хочет «родниться с голодранцами». В том же хлеву он кидается с кулаками на Алексея и его отца: «Всех бы вас перестрелял! Патронов на всех хватит!»
После конфликта разгневанный Павел решает зарезать свинью, чтобы утром отвезти в город не только дочь на аборт, но и сало на продажу.
«Вы видите? Хозяин со мной идёт гулять! Я всё сама увижу!» – радуется ничего не подозревающая свинья, когда на её шею накидывают верёвку. Во время убийства животное кричит человеческим голосом.
Алексей высказывает отцу всё, что держал в себе многие годы. Сын винит беспробудно пьяного родителя в постоянном безденежье, в том, что молодому человеку «бабу полюбить не дают» и принуждают влюблённых избавиться от ребёнка.
«Да мы ведь копили деньги, а потом – реформа эта, а потом и мать умерла», – оправдывается отец.
Нужен ангел
Ночь проходит для животных неспокойно. Все жители хлева испытывают беспричинный страх, пока к ним не является свинья с крыльями: «Все животные после смерти становятся ангелами. Люди – не все. Их даже пожалеть нужно, потому что они слабее», – говорит она.
В хлев забредает сосед, который на этот раз выпил водки больше, чем обычно. Несостоявшийся дед качает корзину, как ребёнка, приговаривая: «Внук бы бегал…Нет, лучше внучка! Девки – они всегда сострадательнее. Я бы звал её Маруся, а она меня – деда». Алкоголик – единственный, кто видит ангела.
Свинья поясняет животным: если ничего не предпринять, то уже утром Даша лишится ребёнка. Решение нашлось быстро – малышу нужен ангел-хранитель: чтобы кто-нибудь родился, нужно, чтобы кто-то умер. Свинья уже занята, корова не может им стать из-за беременности, высокомерный петух отказывается умирать. Пожертвовать собственной жизнью соглашается только верный пёс, который всей собачьей душой хочет, чтобы у хозяйки появился малыш. Но героическую роль берёт на себя старая лошадь: «Живу я уже давно, даже не помню, когда родилась. Только как закрою глаза – вижу луг с клевером! Значит, родилась, когда клевер рос. А сейчас все даже забыли, как меня зовут. Младший брат хозяина чернявый, как и я, вот и назвал меня Сестричкой».
Сестричка, готовая принять в грудь пулю, гордо вскидывает голову. Вот только нажать на курок способна лишь человеческая рука, поэтому роль убийцы выпадает отцу Алексея: «Ты мне ещё и грудь свою подставляешь? Да кто я такой, чтобы тварь живую души лишить?» – в сердцах крикнул он.
Два мира
Идея постановки – взгляд на одни и те же события с точки зрения людей и животных.
«Сама по себе история очень актуальна: вопросы абортов, взаимоотношения родителей и детей, семейные отношения, любовь. Представлены два мира – людей и животных. В моём случае это то, как всё вокруг видит собака. Конечно, животные некоторых слов не понимают, но они всё чувствуют. Для меня это очередной маленький шаг в профессии, возможность открыть новую грань», – рассказал актёр, сыгравший роль собаки, Юрий Луговых.
Герои пьесы пытаются найти единственно правильное решение.
«Глубоких размышлений в пьесе нет. Мы останавливаем нашу человеческую суету, чтобы оглядеться вокруг и понять: кто мы, где мы, с кем рядом? Ведь часто мы совершаем то, о чём потом очень сильно сожалеем. А чтобы этих ошибок не совершать, нужно остановиться и осознать, что именно мы сделали. Основная истина, которую хотелось бы донести, – быть искренним и откровенным перед самим собой, потому что это самое главное. Если есть мысль – нужно её высказать, если есть сомнение – значит, нужно утвердить решение», – считает главный режиссёр Мурманского областного драматического театра Станислав Васильев.