Примерное время чтения: 5 минут
150

Вести с арктических полей. О чём говорили на форуме в Петербурге?

АиФ на Мурмане №16 17/04/2019
Алексей Мкртчян / АиФ на Мурмане

В Петербург приехало беспрецедентное число зарубежных участников, в том числе лидеры четырёх арктических государств: Финляндии, Норвегии, Швеции и Исландии. Со всеми странами Мурманская область давно наладила взаимоотношения. Например, только за последний год внешнеторговый оборот между Заполярьем и Исландией увеличился в 2,3 раза.

«Нет конфликтного потенциала»

Несмотря на продолжающийся кризис в отношениях России с Западом, Арктика все последние годы оставалась той самой территорией диалога (именно так и назывался этот форум).

«В Арктике нет конфликтного потенциала, и все возникающие здесь вопросы могут и должны решаться политическим путём - за столом переговоров. Ни один из этих вопросов не требует военного решения», – заявил глава МИД РФ Сергей Лавров.

Напомним, именно Лавров назвал Баренц-сотрудничество историей успеха. Правда, в прошлые годы было немало предсказаний, что Арктику ожидают большие военные столкновения, но, на наше счастье, они не подтвердились.

«Военная угроза, о которой говорят в западных СМИ, имеет спекулятивную составляющую. Наши эксперты её не подтверждают», – ранее прокомментировал «АиФ на Мурмане» сенатор от Мурманской области Игорь Чернышенко.

Каков объём перевозок?

На форуме президент Путин ещё раз напомнил: к 2025 году грузопоток на Севморпути должен достичь 80 млн тонн. Доминирующим видом груза будет сжиженный природный газ.

«Сейчас это реалистичная, просчитанная и предметная задача. По результатам прошлого года объём перевозок по Севморпути уже достиг 20 млн тонн, и это выше советского рекорда 1987 года в 6,5 млн тонн, – рассказал президент России Владимир Путин. – Для того чтобы этот глобальный транспортный коридор работал на полную мощность, будем развивать коммуникационную и береговую инфраструктуры, включая портовые мощности, средства навигации, метеонаблюдения, обеспечения безопасности коммерческого плавания. Приглашаем наших зарубежных партнёров к совместной работе по созданию портов-хабов в конечных точках трассы. Имею в виду Мурманский транспортный узел (МТУ) и портовую инфраструктуру в Петропавловске-Камчатском».

Федеральные власти готовы оказывать поддержку развитию МТУ, но ещё не все вопросы решены с бизнес-партнёрами. Пока инвесторы думают над приглашением Путина, арктическим регионам нужно подготовить кадры.

«Перед нами стоит задача создания на базе МГТУ научно-образовательного центра, о котором говорил президент, – в понедельник сообщил врио губернатора Андрей Чибис. – Мы должны побороться за это, так как с высшим образованием у нас сложилась очень непростая ситуация».

Таким образом, в Мурманске может быть создан научно-образовательный центр (НОЦ) мирового уровня.

«Создание центра предполагает конкурсную процедуру, где побеждает, как известно, сильнейший. А значит, все арктические регионы активно включатся в этот процесс. На мой взгляд, у нас есть очень хорошие шансы, так как регион обладает огромным научно-исследовательским потенциалом, который будет прирастать по мере развития шельфовых проектов, где все технологии уникальны, – прокомментировал ректор Мурманского государственного технического университета Сергей Агарков. – Более того, НОЦ может быть межрегиональным, что предполагает возможность сетевой интеграции с соседями».

Что с экологией?

Представители Скандинав­ских стран обеспокоены экологической обстановкой в Арктике. Загрязнение окружающей среды не перестаёт волновать общественность. Президент Путин заверил, что генеральная уборка в российской части Арктики продолжится.

«В ближайшие годы мы ликвидируем шесть крупных объектов накопленного экологического вреда в Архангельской, Мурманской областях, Ненецком автономном округе, Карелии и Якутии, – отметил Путин. – Нам предстоит очистить акваторию Кольского залива на площади свыше 200 кв. км».

Чего только нет на дне Баренцева моря: тут и затонувшие корабли, и старые причалы, и баржи, и понтоны – всего не перечесть. Высокотоксичные соединения тяжёлых металлов, выброшенные в окружающую среду, сильнейшие канцерогены – эти и другие факторы риска вполне могут быть причиной заболеваемости атлантического лосося, путь миграции которого проходит как раз таки через Кольский залив.

Но, надо отдать должное, это не только российская проблема: у берегов Бергена затонула немецкая субмарина U-864 с тоннами металлической ртути на борту. Норвежские экологи даже обратились к России за помощью, чтобы совместными усилиями поднять подлодку.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах