Аргументы и Факты
murmansk.aif.ru
16+
Мурманск
Аргументы и Факты
murmansk.aif.ru
16+
Мурманск
Примерное время чтения: 4 минуты
102

Идём на Север! Учёные считают, Арктика перестаёт быть территорией подвига

АиФ на Мурмане №40 01/10/2025
В Арктике сосредоточены важные промышленные, энергетические, транспортные и логистические проекты.
В Арктике сосредоточены важные промышленные, энергетические, транспортные и логистические проекты. / Наталия Вересова / АиФ

В Мурманске в рамках международной научно-практической конференции «Теория и практика стратегирования» прошла сессия «Арктический университариум стратега».

Учёные, а также представители власти и Торгово-промышленной палаты обсудили человеческий и ресурсный потенциал Российской Арктики. «АиФ–Мурманск» изучил доклады.

Программа развития

В Мурманске научно-практическая конференция «Арктический университариум стратега» проходит уже во второй раз.

Сегодня огромное внимание уделяется разработке стратегии развития Арктики, но пока такого документа нет.

«Стратегирование, разработка и реализация стратегии, — это довольно длительный процесс. Долгосрочным аспектам развития Арктики я уделяю внимание очень давно. Ещё в 1980 году по заданию Президиума Совета министров СССР была организована первая и пока последняя сквозная экспедиция от Архангельска до Магадана, я был её начальником. Мы разработали тогда программу развития Арктической зоны СССР, потом программу развития Дальнего Востока, — пояснил «АиФ–Мурманск» заведующий кафедрой экономической и финансовой стратегии МШЭ МГУ имени М. В. Ломоносова, директор Центра стратегических исследований Института математических исследований сложных систем МГУ, иностранный член РАН Владимир Квинт. — Сегодня огромное внимание уделяется разработке стратегии развития Арктики, но пока такого документа нет».

По словам Владимира Львовича, стратегию можно разрабатывать полтора-два года, а потом 20, 30, а иногда и 100–200 лет, как в Китае, ждать её реализации.

«Сегодня Арктика — стратегический приоритет развития российской экономики. Здесь сосредоточены важные промышленные, энергетические, транспортные и логистические проекты, — рассказал исполнительный директор Ассоциации полярников Мурманской области, главный научный сотрудник Института экономических проблем им. Г. П. Лузина Кольского научного центра РАН Алексей Фадеев. — Именно поэтому важно построить долгосрочную стратегию, определить доктрины, которые будут основаны на конкурентных преимуществах и ресурсах».

Говоря о будущем арктических территорий, нельзя не затронуть тему кадровой политики. Сегодня «юных покорителей» начинают готовить буквально с детского сада.

«Безусловно, образование имеет отложенный эффект, результаты проявляются спустя несколько лет. Без чёткого анализа, планирования и понимания стратегии невозможно добиться нужного результата, — считает министр образования и науки Мурманской области Диана Кузнецова. — Подготовка кадров начинается у нас с дошкольного образования, а завершается наукой».

Каркас экономики

Как уже рассказывал «АиФ–Мурманск», весной этого года на Международном арктическом форуме в Мурманске впервые было публично озвучено понятие «трансарктический транспортный коридор», которое включает в себя Северный морской путь и ключевые порты Арктики.

«Есть исследования, которые показывают, что эффективное использование транспортно-логистического потенциала в Арктике может стать второй статьёй доходов после добычи природных ресурсов. Это крайне важно, поэтому необходимо сделать всё, чтобы не упустить этот шанс и максимально использовать наши конкурентные преимущества, — считает Алексей Фадеев. — Арктика перестаёт быть территорией подвига и становится перспективной экономической территорией: здесь есть всё — от рыбопромышленного комплекса до минерально-сырьевого и оборонно-промышленного, а также нефтегазового, транспортного и туристического».

Надо сказать, высокие широты нашей страны — высокоурбанизированный регион.

Сегодня 26 % населения Российской Арктики проживает в моногородах.

«Судите сами, 86 % населения Российской Арктики проживает в городах и только 14 % — это, как правило, старопоселенческие регионы Русского Севера, Восточной Сибири, коренные малочисленные народы — живут в посёлках и деревнях, — привёл цифры первый заместитель генерального директора Кольского научного центра РАН Владимир Дядик. — Отдельный феномен — арктические моногорода. Большая их часть была создана в период советского промышленного освоения Севера. Сегодня 26 % населения Российской Арктики проживает в моногородах. На территории шести регионов АЗ РФ расположено 40 моногородов, из них семь — в Мурманской области. Это базовый каркас арктической экономики и геополитический форпост нашей страны».

Кстати, в 2024 году Арктическая зона стала больше: к исконным регионам добавили районы Ханты-Мансийского автономного округа.

Каждый шестой рубль российской экономики формируется в Арктике.

«Для России Арктика имеет особое значение. Ещё адмирал Макаров в своё время сказал: если Россию представить в виде здания, то своим фасадом она будет обращена к Арктике, — напомнил Алексей Фадеев. — У нас самая протяжённая граница в Арктике — 22 тыс. погонных километров, площадь Арктической зоны — более 5 млн квадратных километров. Сегодня в АЗ РФ действует несколько преференциальных режимов, что делает её самой привлекательной в мире. Такие условия трудно найти где-либо ещё! Каждый шестой рубль российской экономики формируется в Арктике. И это мы находимся только в начале пути!»

Оцените материал
Оставить комментарий (0)
Подписывайтесь на АиФ в  max MAX

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах