Примерное время чтения: 6 минут
800

Памяти «арктических танков». В Мурманске открыли долгожданный мемориал

АиФ на Мурмане №51 16/12/2020
Оленетранспортные батальоны участвовали в боях за Петсамо, Никель, Рудники, Киркенес, освободили Советское Заполярье и вступили на территорию Северной Норвегии.
Оленетранспортные батальоны участвовали в боях за Петсамо, Никель, Рудники, Киркенес, освободили Советское Заполярье и вступили на территорию Северной Норвегии. / Виктор Шубин / АиФ на Мурмане

В День Героев Отечества, 9 декабря, в Мурманске прошло открытие памятного мемориала «Подвигу бойцов оленетранспортных батальонов – защитников Советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов».

Этого события саамская общественность ждала долгие годы. Теперь потомки оленеводов со всего Кольского края приезжают к зданию администрации Первомайского округа Мурманска, чтобы поклониться памяти своих героев.

Самые скромные и отважные

Впервые о необходимости установить памятник оленетранспортным батальонам заговорили в 2012 году. Причём саамы настаивали: мемориал должен быть установлен не в Ловозере, не в Долине Славы, где на памятной доске выбиты имена погибших оленеводов, а непременно в Мурманске, который ценою собственных жизней они защищали.

Предложение публично озвучили на съезде саамов в ноябре 2014 года. Затем Ассоциацией Кольских саамов совместно с Саамским собранием Самь Соббар была подана заявка для выделения места в Мурманске для установки памятника. На создание мемориала правительством региона был выделен грант на сумму 8 млн рублей.  Смоленский скульптор Игорь Чумаков воплотил идею в жизнь и изобразил на постаменте фигуры оленевода и лыжника, а также их верных товарищей – северных оленей и лайку.

«Очень символично, что в День Героев Отечества, по сути, восстановлена историческая справедливость. Мы увековечили память самых скромных, миролюбивых и отважных героев Великой Отечественной войны – оленеводов. Северная кавалерия обеспечила серьёзную помощь Советской армии. Без оленетранспортных батальонов освобождение Севера было бы невозможно», – уверен губернатор Мурманской области Андрей Чибис.

Оленетранспортные подразделения были сформированы в ноябре 1941 года. Предназначались они для 14-й армии Карельского фронта, действовавшей на Мурманском направлении. На фронт уходили и местные жители – ловозерские, ёнские, краснощельские и туломские оленеводы. Затем в область прибыли оленетранспортные подразделения из Республики Коми, Архангельской области, Ямало-Ненецкого автономного округа.

Надо признать, их заслуга в деле Великой Победы была чрезвычайно высока: они не просто участвовали в боевых действиях в условиях бездорожья, а по-настоящему, отважно защищали Заполярье.

«Подразделения, которые пришли к нам из Нарьян-Мара и Архангельска в 1941 году, изначально базировались в пригородах Мурманска – Кильдинстрое и Зверосовхозе, а с 1942 года оленно-лыжные бригады вошли в состав боевых частей. Надо признать, их заслуга в деле Великой Победы была чрезвычайно высока: они не просто участвовали в боевых действиях в условиях бездорожья, а по-настоящему, отважно защищали Заполярье», – ранее рассказал участник Великой Отечественной войны, почётный гражданин города-героя Мурманска, доктор исторических наук, краевед, профессор Алексей Киселёв.

Историки отмечают, что изначально в области было всего три армейских оленетранспортных батальона, но потом к ним присоединились ещё четыре. В каждом служило по 154 человека (из них 77 оленеводов), 1 015 оленей, 15 оленегонных собак, 237 грузовых и 76 легковых нарт.

В годы войны оленей на северных рубежах называли «арктическими танками». Без воинов-погонщиков не обходилась ни одна боевая операция заполярных партизан, которые уходили во вражеские тылы на глубину до 300-350 км. В тундре не было нормальных дорог и основным транспортом считались олени – им не были страшны никакие преграды: ни бездорожье, ни снег, ни болота. Буквально всё в те далёкие времена привозили на упряжках: и продукты, и вооружение. На упряжках вывозили подбитые самолёты. А сколько жизней солдат и командиров было спасено, сложно сосчитать и по сей день.

Со слезами на глазах

Первый памятник, посвящённый деятельности оленетранспортных эшелонов в Великой Отечественной войне, был открыт 23 февраля 2012 года в Нарьян-Маре. Скульптура изображает бойца батальона с оленем и собакой в диске полярного солнца. Представитель Ассоциации ненецкого народа «Ясавэй» Наталья Латышева, приехавшая на открытие памятника в Мурманск, подарила организации Кольских саамов статуэтку бойцов-оленеводов.

«Я очень давно стала бить тревогу, что героическим оленеводам в Мурманске нет памятника, – вытирая слёзы, рассказала саамская активистка и общественный деятель Нина Ежова. – Губернатор Андрей Владимирович был неравнодушен в решении саамского вопроса, и наконец наша мечта осуществилась! В Мурманске установлен достойный, красивый, замечательный памятник».

Многие северяне, пришедшие на открытие памятника, не могли сдержать слёз.

«Это слёзы и печали, и радости, – призналась Светлана Герасимова. – Я потомок старинного саамского рода. Много моих родственников погибли, рада, что их не забыли, что им воздвигли памятник. Наши души успокоились, мы будем приходить сюда с цветами и печалью, вспоминая погибших предков-героев».

Для всей саамской общественности, для каждой семьи открытие памятника бойцам оленетранспортных батальонов – это важный и знаменательный день.

«На всю жизнь останется память о наших отцах и дедах, бабушках и матерях, которые служили Родине и били врага в оленетранспортных батальонах», – рассказала уроженка Ловозера Пелагея Карева.

Это было очень сложное время – единственный период, когда девушки вышли на выпас оленей.

Практически все оленеводческие семьи затронула война: одни воевали на линии фронта, другие помогали приближать победу в тылу – шили одежду, обувь, отдавали шкуры и продукты.

«Мои прабабушка и прадедушка застали времена кочевья. Дед перегонял оленей, тысячное поголовье совхозного стада, чтобы уберечь животных от бомбёжки в окрестностях Долины Славы в сторону Лопарской. И нужно было время, чтобы встала река и олени могли пройти по льду. На это ушло больше 130 дней. Женщины уже даже, наверное, не рассчитывали, что их мужья вернутся живыми. Они всё это время справлялись сами – вели хозяйство и успевали шить одежду для фронта. Это было очень сложное время – единственный период, когда девушки вышли на выпас оленей. Моя бабушка была одной из лучших мастериц в нашем посёлке по пошиву рукавиц из оленьей шкуры, национальной обуви», – поделилась председатель Саамского собрания Самь Соббар, член родовой общины коренного малочисленного народа саами «Лопарская» Полина Харыбина.

Потомки оленеводов со всего Кольского края приезжают в Мурманск, чтобы поклониться памяти своих героев.
Потомки оленеводов со всего Кольского края приезжают в Мурманск, чтобы поклониться памяти своих героев. Фото: АиФ на Мурмане/ Виктор Шубин

В этом году Полина с проектом об оленетранспортных батальонах стала победителем конкурса грантовых проектов Росмолодёжи.

«Это виртуальный музей про оленетранспортные батальоны: мы собирали биографии участников Великой Отечественной войны не только в Мурманской области, но и на всём Северо-Западе. Кроме того, мы рассказываем о некоторых мемориальных объектах, особенно о тех, что находятся в труднодоступных местностях. Например, в окрестностях Долины Славы есть памятный мемориал с захоронением воинов оленетранспортной бригады. С помощью нашего проекта можно познакомиться с героями и памятными местами», – добавила Полина Харыбина.

В ЦИФРАХ
Вклад оленетранспортных батальонов в Победу*: 10 142 человека вывезли с передовой, 17 082 тонны боеприпасов и военных грузов доставили на фронт по бездорожью, 162 вынужденно севших и подбитых самолёта эвакуировали из тундры, 8 000 военнослужащих и партизан переправили для выполнения боевых заданий. *По данным книги Алексея Киселёва «Война в Заполярье».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах