8 марта мы отмечаем Международный женский день. «АиФ—Мурманск» узнал, почему северянки выбирают, на первый взгляд, мужские профессии.
Об этом и не только рассказала автомеханик, инженер по гарантийному обслуживанию автомобилей в Мурманске Анна Белова.
«Лечу автомобили»
Алёна Гаврилова, «АиФ–Мурманск»: — Анна, что вас привело к выбору столь нетипичной для женщины профессии: сознательное решение или воля случая?
Анна Белова: — Это было очень даже сознательное решение! Как говорится, в жизни всегда нужно учиться чему-то новому: готовить я стала с мамой, со всеми остальными женскими делами меня познакомила бабушка. Захотелось освоить то, что в нашей семье не умел никто, и дальше в этом развиваться — так и пришла в профессию. Поначалу родные были в недоумении и сомневались, получится ли у меня. Однако потом мама и бабушка стали мной гордиться: ведь девушка в этой профессии — большая редкость. А в детстве я хотела стать врачом, теперь лечу автомобили. (С улыбкой.)
— Не боялись, что коллеги на первых порах могут предвзято к вам отнестись?
— Возможно, поначалу во мне и правда сомневались, но со временем это прошло. В нашей работе многое упирается в знания: когда идёт обсуждение сложных случаев ремонта в среде коллег, то уровень и компетентность видны с первых фраз.
— Клиенты удивляются, когда узнают, что их машину будет ремонтировать хрупкая девушка? Не просили мастера поменять?
— Замечаю, что, как правило, у мужчин это обстоятельство вызывает интерес. Конечно, в отдельных случаях у клиентов есть небольшой страх. Однако здравый смысл всегда берёт верх, и они понимают: люди в своей профессии не просто так, если человек на своём месте — он обладает необходимым уровнем компетенции. Бывало, что те, кто изначально переживал за качество работы, впоследствии становились моими постоянными клиентами.
Могу сказать: девушки более щепетильно относятся к ведению документации и прочим нюансам, на которые коллеги-мужчины обычно обращают меньше внимания. От девушки-мастера автовладельцы могут получить более развёрнутые ответы касательно состояния автомобиля и деталей ремонтных работ.
— Шутки от коллег-мужчин часто приходится слышать?
— Нет! У специалистов нет пола, на работе ты не мужчина и не женщина, а сотрудник. А вот что касается девушек за рулём, так называемых автоледи, такие шутки проскакивают. Эта история ещё с автошколы тянется: женщина за рулём всё равно что обезьяна с гранатой. Хотя, что и говорить, случаи на дорогах бывают разные.
Владелец автомобиля, мужчина лет пятидесяти, смотрел на меня ошеломлённо, аж замер от удивления. Всё поражался: «Мою машину впервые ремонтирует женщина!»
К слову, клиенты-женщины ко мне прислушиваются, возможно, мне даже больше доверяют, нежели коллегам-мужчинам.
— Помните свой первый отремонтированный автомобиль?
— Конечно! Это была «Нива», меняли датчик положения распределительного вала. Владелец автомобиля, мужчина лет пятидесяти, смотрел на меня ошеломлённо, аж замер от удивления. Всё поражался: «Мою машину впервые ремонтирует женщина!»
Торты и рыбалка
— Накладывает ли работа отпечаток на ваш характер?
— Мне кажется, я стала терпимее. Начинаешь планировать время, искать пути выхода в зависимости от дополнительных условий и изменения ситуации, подстраиваться. Вся моя работа — непрерывный поток: есть машины, которые требуют обслуживания или замены запчастей. Машина приехала, нашли неисправность, починили и отдали владельцу. Так и в жизни: всё будто автоматом выстраивается по полочкам, и теперь уже избегаешь импульсивных решений, чаще планируешь события. Многое, конечно, зависит от руководителя. Благодаря ему я в своё время получила возможность учиться у электриков разбираться в системе электрообеспечения автомобиля. Эта область сейчас развивается семимильными шагами — в современных машинах много электроники.
— Как вы отдыхаете в свободное от работы время?
— С детства я обожаю рыбалку! И на Кольском полуострове, и в средней полосе.
Сейчас у меня двое детей — мальчик и девочка, с ними мы часто готовим торты и пирожные: кулинарить очень любим. А будущий муж приехал ко мне в гости поесть борща — так и стали вместе жить. Кстати, познакомились мы с ним благодаря моей работе. Он был знаком с нашим руководителем. При первой встрече в мой адрес прозвучала шутливая просьба, мол, нужно одинокого парня накормить борщом. Покормила, с тех пор живём вместе уже четвёртый год. Он тоже работает слесарем по ремонту автомобилей, занимается оптикой — фарами, но в другой компании.
— Наверное, дома часто обсуждаете рабочие моменты?
— Нередко делимся интересными случаями из практики, но семейный автомобиль никто из нас не ремонтирует. У нас принято машину отдавать в сервис. Супруг у меня человек суеверный, говорит: если сделаешь ремонт в своей машине, что-то обязательно пойдёт не так!
— Как вы считаете, гендерный признак может быть определяющим в выборе профессии?
— В зависимости от того, что человек хочет получить от работы, и от его возможностей, разумеется. Например, отправлять девушку вязать морские узлы на траулер, с моей точки зрения, мягко говоря, нецелесообразно, хотя бы из физиологических соображений. Она будущая мать, понятное дело, такой выбор ни к чему хорошему не приведёт. Всё-таки нужно понимать: не всякая работа подходит слабому полу.
Как считает наш руководитель, женщины выполняют всю вышеперечисленную работу так, что в дальнейшем не возникает проблем.
Что касается моего направления, в Мурманске и области немало девушек, выбравших такую специализацию. Знаете, когда я уходила в декрет, на моё место искали именно девушку. Такой выбор обусловлен многозадачностью — особенностью женского мышления. В сервисе стоит не один автомобиль, а сразу 10–15, есть машины, в которых неисправности не найдены, за всем нужно следить. Плюс документооборот, финансовая ответственность, ведение склада. В любой момент может нагрянуть аудитор. Как считает наш руководитель, женщины выполняют всю вышеперечисленную работу так, что в дальнейшем не возникает проблем.
— А маникюр вы делаете?
— Мы девушки, от этого никуда не денешься, но и о технике безопасности забывать нельзя. Маникюр должен быть аккуратным, никаких длинных «когтей», как у коршуна. В общем, без фанатизма. В некоторых случаях ногти в работе даже помогают, например, если какую-то деталь нужно отковырять!
Забота из Азии
— Как сегодня обстоят дела с поставками запчастей? Большие перебои в связи с импортозамещением? Сроки ремонта затягиваются?
— Я занималась брендами Ford, Chery и Haval. Первый в принципе ушёл из России, поэтому на нём несильно сказалась рыночная ситуация. Автомобили этого бренда не поставлялись в Россию, кроме грузовых. Их собирают у нас, проблемы с поставками запчастей были, но их оперативно решили.
По поводу китайских автопроизводителей могу с уверенностью сказать: у них очень хорошее отношение к клиентам.
— Стоит ли автолюбителям смотреть в сторону Китая и пересаживаться с «немцев» и «японцев» на автомобили пока ещё малознакомых марок?
— В сторону Китая смотреть однозначно нужно. Сейчас все силы, все умы, задействованные в автопроме, направлены на китайские автомобили. У них обширный рынок. О том, что Китай плохой, говорят как раз таки те, кто ездит на «немцах» и «японцах» 2000 года выпуска и ранее: тогда машины действительно были как танки. Используемый металл не ржавел, и автомобили не ломались по полтора-два года. Сегодня же китайцы стараются, делают своё дело хорошо и учатся на своих ошибках.