Примерное время чтения: 7 минут
768

Не женское это дело? Автомеханик — о гендерных шутках и проблемах автопрома

АиФ на Мурмане №10 09/03/2023
А. Белова: «В Мурманской области немало девушек, выбравших специализацию автомеханика».
А. Белова: «В Мурманской области немало девушек, выбравших специализацию автомеханика». Из личного архивa

8 марта мы отмечаем Международный женский день. «АиФ—Мурманск» узнал, почему северянки выбирают, на первый взгляд, мужские профессии.

Об этом и не только рассказала автомеханик, инженер по гарантийному обслуживанию автомобилей в Мурманске Анна Белова.

«Лечу автомобили»

Алёна Гаврилова, «АиФ–Мурманск»: — Анна, что вас привело к выбору столь нетипичной для женщины профессии: сознательное решение или воля случая?

Анна Белова: — Это было очень даже сознательное решение! Как говорится, в жизни всегда нужно учиться чему-то новому: готовить я стала с мамой, со всеми остальными женскими делами меня познакомила бабушка. Захотелось освоить то, что в нашей семье не умел никто, и дальше в этом развиваться — так и пришла в профессию. Поначалу родные были в недоумении и сомневались, получится ли у меня. Однако потом мама и бабушка стали мной гордиться: ведь девушка в этой профессии — большая редкость. А в детстве я хотела стать врачом, теперь лечу автомобили. (С улыбкой.)

Досье
Анна Белова. Родилась в 1998 году в Мурманске. Окончила Кольский транспортный колледж по направлению «слесарь по ремонту автомобилей». С 2018 года работает в должности инженера по гарантии.

— Не боялись, что коллеги на первых порах могут предвзято к вам отнестись?

— Возможно, поначалу во мне и правда сомневались, но со временем это прошло. В нашей работе многое упирается в знания: когда идёт обсуждение сложных случаев ремонта в среде коллег, то уровень и компетентность видны с первых фраз.

— Клиенты удивляются, когда узнают, что их машину будет ремонтировать хрупкая девушка? Не просили мастера поменять?

— Замечаю, что, как правило, у мужчин это обстоятельство вызывает интерес. Конечно, в отдельных случаях у клиентов есть небольшой страх. Однако здравый смысл всегда берёт верх, и они понимают: люди в своей профессии не просто так, если человек на своём месте — он обладает необходимым уровнем компетенции. Бывало, что те, кто изначально переживал за качество работы, впоследствии становились моими постоянными клиентами.

Могу сказать: девушки более щепетильно относятся к ведению документации и прочим нюансам, на которые коллеги-мужчины обычно обращают меньше внимания. От девушки-мастера автовладельцы могут получить более развёрнутые ответы касательно состояния автомобиля и деталей ремонтных работ.

— Шутки от коллег-мужчин часто приходится слышать?

— Нет! У специалистов нет пола, на работе ты не мужчина и не женщина, а сотрудник. А вот что касается девушек за рулём, так называемых автоледи, такие шутки проскакивают. Эта история ещё с автошколы тянется: женщина за рулём всё равно что обезьяна с гранатой. Хотя, что и говорить, случаи на дорогах бывают разные.

Владелец автомобиля, мужчина лет пятидесяти, смотрел на меня ошеломлённо, аж замер от удивления. Всё поражался: «Мою машину впервые ремонтирует женщина!»

К слову, клиенты-женщины ко мне прислушиваются, возможно, мне даже больше доверяют, нежели коллегам-мужчинам.

— Помните свой первый отремонтированный автомобиль?

— Конечно! Это была «Нива», меняли датчик положения распределительного вала. Владелец автомобиля, мужчина лет пятидесяти, смотрел на меня ошеломлённо, аж замер от удивления. Всё поражался: «Мою машину впервые ремонтирует женщина!»

Торты и рыбалка

— Накладывает ли работа отпечаток на ваш характер?

— Мне кажется, я стала терпимее. Начинаешь планировать время, искать пути выхода в зависимости от дополнительных условий и изменения ситуации, подстраиваться. Вся моя работа — непрерывный поток: есть машины, которые требуют обслуживания или замены запчастей. Машина приехала, нашли неисправность, починили и отдали владельцу. Так и в жизни: всё будто автоматом выстраивается по полочкам, и теперь уже избегаешь импульсивных решений, чаще планируешь события. Многое, конечно, зависит от руководителя. Благодаря ему я в своё время получила возможность учиться у электриков разбираться в системе электрообеспечения автомобиля. Эта область сейчас развивается семимильными шагами — в современных машинах много электроники.

— Как вы отдыхаете в свободное от работы время?

— С детства я обожаю рыбалку! И на Кольском полуострове, и в средней полосе.

Сейчас у меня двое детей — мальчик и девочка, с ними мы часто готовим торты и пирожные: кулинарить очень любим. А будущий муж приехал ко мне в гости поесть борща — так и стали вместе жить. Кстати, познакомились мы с ним благодаря моей работе. Он был знаком с нашим руководителем. При первой встрече в мой адрес прозвучала шутливая просьба, мол, нужно одинокого парня накормить борщом. Покормила, с тех пор живём вместе уже четвёртый год. Он тоже работает слесарем по ремонту автомобилей, занимается оптикой — фарами, но в другой компании.

— Наверное, дома часто обсуждаете рабочие моменты?

— Нередко делимся интересными случаями из практики, но семейный автомобиль никто из нас не ремонтирует. У нас принято машину отдавать в сервис. Супруг у меня человек суеверный, говорит: если сделаешь ремонт в своей машине, что-то обязательно пойдёт не так!

— Как вы считаете, гендерный признак может быть определяющим в выборе профессии?

— В зависимости от того, что человек хочет получить от работы, и от его возможностей, разумеется. Например, отправлять девушку вязать морские узлы на траулер, с моей точки зрения, мягко говоря, нецелесообразно, хотя бы из физиологических соображений. Она будущая мать, понятное дело, такой выбор ни к чему хорошему не приведёт. Всё-таки нужно понимать: не всякая работа подходит слабому полу.

Как считает наш руководитель, женщины выполняют всю вышеперечисленную работу так, что в дальнейшем не возникает проблем.

Что касается моего направления, в Мурманске и области немало девушек, выбравших такую специализацию. Знаете, когда я уходила в декрет, на моё место искали именно девушку. Такой выбор обусловлен многозадачностью — особенностью женского мышления. В сервисе стоит не один автомобиль, а сразу 10–15, есть машины, в которых неисправности не найдены, за всем нужно следить. Плюс документооборот, финансовая ответственность, ведение склада. В любой момент может нагрянуть аудитор. Как считает наш руководитель, женщины выполняют всю вышеперечисленную работу так, что в дальнейшем не возникает проблем.

— А маникюр вы делаете?

— Мы девушки, от этого никуда не денешься, но и о технике безопасности забывать нельзя. Маникюр должен быть аккуратным, никаких длинных «когтей», как у коршуна. В общем, без фанатизма. В некоторых случаях ногти в работе даже помогают, например, если какую-то деталь нужно отковырять!

Забота из Азии

— Как сегодня обстоят дела с поставками запчастей? Большие перебои в связи с импортозамещением? Сроки ремонта затягиваются?

— Я занималась брендами Ford, Chery и Haval. Первый в принципе ушёл из России, поэтому на нём несильно сказалась рыночная ситуация. Автомобили этого бренда не поставлялись в Россию, кроме грузовых. Их собирают у нас, проблемы с поставками запчастей были, но их оперативно решили.

По поводу китайских автопроизводителей могу с уверенностью сказать: у них очень хорошее отношение к клиентам.

По поводу китайских автопроизводителей могу с уверенностью сказать: у них очень хорошее отношение к клиентам. Я была удивлена столь пристальному вниманию к автовладельцам Chery, признаться честно, за годы работы такого ещё не видела! При условии явно негарантийного случая и дорогостоящего ремонта они безвозмездно устраняют поломки автомобиля. Компания помогает на дорогах, способствует ускорению поставок запчастей. Кроме того, своим клиентам они предоставляют подменный автомобиль, чтобы на время ремонта автовладелец не оставался без машины. Это поддержка и внимание, одним словом — сервис. Они молодцы!

— Стоит ли автолюбителям смотреть в сторону Китая и пересаживаться с «немцев» и «японцев» на автомобили пока ещё малознакомых марок?

— В сторону Китая смотреть однозначно нужно. Сейчас все силы, все умы, задействованные в автопроме, направлены на китайские автомобили. У них обширный рынок. О том, что Китай плохой, говорят как раз таки те, кто ездит на «немцах» и «японцах» 2000 года выпуска и ранее: тогда машины действительно были как танки. Используемый металл не ржавел, и автомобили не ломались по полтора-два года. Сегодня же китайцы стараются, делают своё дело хорошо и учатся на своих ошибках.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах