Мурманская область — первый регион в стране, где провели тестирование функционального состояния спортсменов. Что это за исследование и зачем понадобился такой срез, в интервью «АиФ—Мурманск» рассказал глава инновационного центра Олимпийского комитета, заслуженный тренер СССР и России по лыжным гонкам, уроженец Мурманска Александр Грушин.
Знает толк
Виктор Шубин, «АиФ—Мурманск»: — Александр Алексеевич, что это за тестирование спортсменов?
Александр Грушин: — Я приехал в Мурманск, чтобы со спортсменами и тренерами провести первые в стране тесты в новейшей инновационной лаборатории, оборудованной сертификационным инвентарём, изготовленным по последней научной мысли. В исследовании мы опираемся на самые современные методики выявления степени подготовки спортсменов сборных команд региона по лёгкой атлетике, лыжным гонкам и биатлону. За несколько дней работы мы определили уровень аэробных и скоростно-силовых возможностей спортсменов и посоветовали, как улучшить их подготовку в условиях Севера. Тестирование прошли 45 спортсменов из сборных команд Мурманской области.
— Присутствовал на вашем семинаре. На меня и на спортсменов исследования произвели огромное впечатление!
— Рад, что слушателям понравились мои рассуждения и советы. Надо сказать, этот краткий курс — обобщение многолетнего тренерского опыта. Наставникам необходимо внимательно ознакомиться с исследованиями и перенести в работу с подопечными необходимые рекомендации. Уверен: толк будет.
«Хотели спровадить из сборной»
— Вы же родились в Мурманске. Часто вспоминаете родной город?
— Сейчас живу в Москве, но только живу. Всем всегда говорю: я — мурманчанин! В самом большом городе за полярным кругом прошли моё детство и юность, здесь моя душа всегда успокаивается и затихает. Хотя я никогда не был мягким и пушистым, даже с начальством и спортивными генералами, но на родине совсем другим становлюсь. Сейчас особенно ностальгирую: хожу по местам, где рос, жил, учился, работал. Рад, что теперь могу часто бывать в Мурманске, чтобы работать с тренерами и спортсменами, вновь и вновь ходить по городу-герою, по любимым местам, встречаться с ветеранами и болтать о жизни.
— Читал, что вас едва не выгнали из сборной команды Советского Союза за принципиальность и бескомпромиссность. Это правда?
— Меня не раз хотели спровадить из сборной: и из женской, и из мужской. А тот случай, о котором вы читали, был в 1994 году, когда я пошёл против всей структуры Минспорта страны. Спас меня от «изгнания» замминистра спорта Валентин Лукич Сыч. На главном тренерском совете он заявил: «Сам буду контролировать действия и тренировки Грушина. И тогда решим, быть ему в сборной или нет». Потом он приезжал на тренировки в полшестого утра вместе со мной и девчатами (в команде были Любовь Егорова, Светлана Нагейкина, Лариса Лазутина, Елена Каширская, Елена Вяльбе и другие звёзды лыжного спорта). Потом на совете сказал: «Не трогайте Грушина. Деньги на его методики и тренировки сам найду...» И признали нашу команду по результатам мировых чемпионатов и Олимпийским играм лучшей в мире.
«Всякое было в жизни. Я и пил много, и хулиганил порой, но пушистым ни для кого не был — свой курс в работе держал уверенно, не поддаваясь ни уговорам, ни критике».
Всякое было в жизни. Я и пил много, и хулиганил порой, но пушистым ни для кого не был — свой курс в работе держал уверенно, не поддаваясь ни уговорам, ни критике. И сейчас такой, но уже не пью почти, не куролешу. Тише стал: 78 лет скоро, пора бы и успокоиться!