Примерное время чтения: 7 минут
978

Девушка с характером. Как молодому тренеру удалось поставить себя?

АиФ на Мурмане №15 10/04/2019
Лилия Альшевская / АиФ на Мурмане

В редакцию газеты обратилась бабушка юного спортс­мена Жени Метёлкина с просьбой рассказать о молодом тренере «Лапландии», которая учит мальчишек и девчонок держать удар.

Корреспондент «АиФ на Мурмане» встретилась с мастером спорта международного класса по кикбоксингу, шестикратной чемпионкой России Элиной Гисмеевой.

Папа за спиной

Фото: Из личного архива

Лилия Альшевская, «АиФ на Мурмане»: – Элина, редко бывает, когда родители с восторгом и трепетом говорят о наставниках детей. Вы помните, как пришли в «Лапландию»?

Элина Гисмеева: – Я пришла в центр дополнительного образования «Лапландия» в 18 лет, чтобы подработать во время учёбы в университете, с тех пор тружусь педагогом уже девятый год. Нужно было каким-то образом набирать группы, и я отправилась на поиски детей в свой вуз, ведь на первом курсе есть несовершеннолетние. То есть, мне 18, а моим подопечным – 16-17 лет! Думаю, я жёсткий тренер: лучше самой морально надавить на ребёнка, чем его потом будут бить на соревнованиях. Но сейчас мои первые ученики приходят на тренировки по старой памяти и говорят: «Вы такая добрая!» А раньше они от моего взгляда падали отжиматься – давила характером. Первый год тренера –время самодурства, когда он только старается понять свои возможности и возможности детей. Поставить себя перед ними действительно было нелегко. Как тренировать сверстников, когда сама ещё ребёнок? Это сейчас я могу даже с папой спорить по поводу методик обучения и нововведений. А тогда: «Как там папа сказал? Ага, так и сделаю».

– Кстати, да, ваш папа Алмаз Гисмеев – известный в Заполярье спортсмен, тренер. Вам это помогает или, наоборот, мешает?

– В детстве я редко видела отца: он всегда был на сборах и соревнованиях. Хотелось более близких и доверительных отношений с ним. И в 14 лет я стала заниматься спортом, к совершеннолетию уже активно ездила на соревнования, в том числе и международные. Сегодня отец часто помогает главному тренеру сборной команды страны секундировать наших спортсменов на международных чемпионатах, поэтому ребятам каждый раз говорят: «Вас выходит секундировать не столько тренер, сколько известный за рубежом спортсмен. У вас автоматически плюс 80 к успеху». Иностранцы часто спрашивают у меня на соревнованиях, когда видят фамилию Гисмеева: «Дочь? Твой отец - Алмаз Гисмеев?» Поэтому можно сказать, что насколько фамилия отца помогает, настолько же она и обязывает соответствовать.

Досье
Элина Гисмеева. Родилась 6 мая 1992 года в Мурманске. В 2014 году окончила факультет юриспруденции в Мурманском филиале Российского государственного социального университета. Мастер спорта международного класса. Шестикратная чемпионка России. Серебряный призёр чемпионата мира в 2017 году. С 2010 года педагог дополнительного образования в центре «Лапландия» по программам «Кикбоксинг», «ОФП с элементами кикбоксинга».

– А есть ли у вас какие-то семейные традиции перед соревнованиями или, может быть, талисманы?

– У папы есть золотой кулон в виде боксёрских перчаток. Он надевает цепочку с ним на каждое соревнование. У меня ничего такого нет, мой амулет – папа за спиной.

Переступая через себя

– Сегодня кикбоксинг популярный вид спорта в Мурманске?

– Думаю, в девяностые годы кикбоксинг был намного популярнее, чем сейчас. Сегодня много других видов спорта, например ММА, грепплинг, джиу-джитсу, а раньше были только бокс, тхэквондо, карате и кикбоксинг. В Мурманской области кикбоксинг не так популярен, как, например, в Московской, Свердловской или Пермской областях. Там спортсмены стоят на ставках в спортивных школах, их основная задача – тренироваться и показывать результат на всероссийских и международных соревнованиях, соответственно, и финансирование совсем другое. То есть их работа – тренировочный процесс. Наш вид спорта не базовый, не приоритетный в области, поэтому такой возможности нет. Нельзя получать зар­плату просто за то, что ты попал в состав сборной команды России и будешь представлять свою страну на международной арене. Иными словами, спортсмены Мурманской области должны и тренироваться сами, порой и не один раз в день, чтобы составить достойную конкуренцию, и работать, чтобы выезжать на отборочные соревнования.

– Вы титулованная спортсменка, какими наградами особенно гордитесь?

– На соревнованиях в Московской области, которые прошли в конце марта, я стала шестикратной чемпионкой России. Из самых тяжёлых побед могу назвать чемпионат мира 2017 года в Венгрии: сильные соперницы, недавняя травма, приходилось себя буквально ломать. Не могу сказать, что свои успехи у меня в приоритете. Заработанные титулы, скорее, награда для отца. Для тренера намного важнее то, как выступают его ученики. Когда боксируешь – отвечаешь только за себя, а когда выступают твои воспитанники – ответсвенность гораздо больше. И самая главная награда – их заслуги. Намного ценнее благодарность, когда подходят дети с родителями и говорят спасибо.

– Я так понимаю, все занятия для ребят бесплатные? Но какой-то отбор всё же существует или вы принимаете всех желающих?

– Центр «Лапландия» – государственное учреждение, большинство занятий проводятся на бесплатной основе. Но это не всегда хорошо. Родители позволяют детям пропускать бесплатные занятия по кикбоксингу в пользу, например, платных уроков музыки.

Никакого отбора нет – берём всех, но прежде разговариваем с родителями, чтобы понять: зачем это ребёнку? Очень часто приходят папы с рьяным желанием отдать сыновей на кикбоксинг. Но результат есть только в том случае, если дети сами хотят заниматься.

– А почему, на ваш взгляд, родители приводят детей в единоборства?

– Единоборства закаляют характер, ведь бить другого человека противоестественно. А значит, научиться боксировать – в какой-то мере переступить через себя. Как правило, самый миролюбивый человек – тот, который знает, к каким последствиям может привести использование приёмов, изученных на тренировках. Сила в решении конфликтов должна применяться в самую последнюю очередь.

У ребят меняется характер. Это даже зависит от улучшения физических навыков: не умел отжиматься – и научился. Второй момент – общение с детьми. В школе в приоритете всегда тот, кто умнее. А здесь лучше тот, кто сильнее. Но речь идёт не о той силе: никто не будет дружить с ребёнком, который бездумно избивает других, в секции хорошо относятся к тем, кто умеет учить. У меня такая система: если пропустил, что мы выучили, идёшь к другу, и он тебе показывает – такая круговая порука. Хочешь научиться? Иди и научись у другого. Конечно, те, к кому идут, недовольны, но никогда не отказывают. Они понимают: если объяснят плохо, я устрою жаркую тренировку.

Дети очень чувствуют справедливость. Они внутренне понимают, объективно работает педагог или нет. Иногда ребёнку может не нравиться вид спорта, но из уважения к тренеру он будет стараться. Я в таком случае говорю: «Хорошо, ты не выступаешь на соревнованиях. Но ведь может случиться ситуация, когда тебя захотят обидеть?» Я могу кричать и ругаться, в лицо говорить: «У тебя не получается», – но дети понимают, зачем это делаю. Провожу какие-то простые параллели: «У тебя две ноги и две руки, как и у него, значит, ты тоже сможешь! А сейчас ты просто ленишься». Самое главное – не чемпиона воспитать, а человека сделать.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах